Полный разбор детей футболистов для возраста 11-12 лет – Александр Бауман, тренер ПФК “ЦСКА”

Сергей: Как неделя прошла?

Александр: Стандартно неделя прошла: в беседах, в общениях, в каких-то обучениях, с мальчишками со своими много разговаривал, не так, наверное, много, как хотелось бы. Сегодня с ними пообщались, зарядили меня положительными эмоциями, я с большим удовольствием с ними общаюсь. Прямо отличные пацаны, уже соскучился. Непедагогично так говорить в эфир, но это есть, что делать.

Сергей: Отлично. Я думаю, ребята ваши будут смотреть этот эфир, потому что там были такие интересные циферки: 11-13 лет. Но мы с вами о моменте договорились, давайте все-таки поясним поконкретнее, про какой год мы коснемся мельком, а про кого мы уже погрузимся поглубже, и с чем это связано.

Александр: На самом деле, я подумал, что все равно мы про 11 лет тоже поговорим. Вначале я не очень хотел всё раскрывать, но я и так, по большому счёту, не много что раскрываю. Почему я хотел 11 лет, так сказать, «галопом по Европам»? Потому что сейчас у меня как раз-таки мальчишки этого возраста — Ю-11. И не хотелось все карты, все секреты, всё раскрывать, чтобы они просто заранее поняли. То есть, раскрывать никаких секретов я не собираюсь, но, конечно, какие-то вещи скажу, потому что мы с ними даже сейчас, когда общаемся, на конференциях обсуждаем какие-то упражнения. Я говорю: «Готовьтесь к тому-то, к тому-то», — поэтому какие-то вещи я могу сказать, конкретики никакой не будет. Конкретики быть и не может, потому что она на поле. Вся конкретика в футбольном поле.

Сергей: Мне очень понравилось, Саш, когда я тебе позвонил, ты говоришь: «11-ти коснёмся “так”, я хочу своим, так сказать, такую интригу оставить».

Александр: Мы её и оставим. Другое дело — что такая возрастная группа, я посмотрел тоже анонс, то есть, 11-13 лет. Но на самом деле это такой объемный материал, здесь даже за 3-4 часа тяжело всё это дело рассказать. Поэтому, наверное, Ю-11, Ю-12, Ю-13, а там посмотрим, сколько времени хватит.

Сергей: Да, да.

Александр: Постараюсь не распыляться по поводу всего сразу, может быть, между Ю-11, Ю-12, чтобы ребята сходили чайку набрали, попкорна взяли, небольшую паузу сделаю, а потом опять включимся. Ну тогда с 11-ти начну?

Сергей: Да, да.

Александр: Да, я думаю, что, кто хотел, подтянулся. Опять же, начинаю с психологии Ю-11, то есть, мальчишки, я даже по своим вижу, как они за те полгода, что я с ними общаюсь, насколько они повзрослели, можно так сказать: глазки другие стали, поумнели. Я уже могу с ними общаться, более-менее у нас двусторонняя связь начала налаживаться. Не просто где-то пошутить, а именно серьёзная такая двусторонняя связь, где можно вопросы задавать, они мне вопросы задают. Например, сейчас мы с ними на наших конференциях разбираем игры Бундеслиги. Причем я так говорю: «Ребята, если хотите, я не заставляю», — и там несколько человек ну такой разбор проводят, просто феноменальный. Я думаю, Олег Дмитриевич если бы услышал это все, он сразу бы в свою программу на «Матч ТВ» взял на разборы. Просто красавцы. Поэтому очень мне нравится, как они начинают мыслить, и как раз вот это первый такой звоночек, что у них меняется сознание, меняется понимание и как раз психология.

Понятно, что в любом возрасте они должны получать удовольствие от игры, удовольствие ничего не заменит: что 5-летний ребенок должен пищать от того, что он делает, от счастья, что на выпуске человек, он должен бежать на тренировку, какие бы проблемы у него ни были дома, в университете. Но он должен туда бежать, лететь. И сейчас это самое главное, что должно быть. Но за счет чего это достигается? Вот сейчас, в этом возрасте, наверное, для них очень важно понимание, что не только он как личность такая, индивидуальность, все равно мы должны воспитывать индивидуальность. Мне не нравится, когда говорят, там, винтик или частичка команды, винтик – такая немножко пренебрежительная формулировка. А вот именно, что очень важно – часть команды он. И от того, как он тренируется, от того, как он играет, как он ведет себя в коллективе, в раздевалке. Не просто есть команда, и он пришел, прилип к этой команде, а он – это команда. То есть, команда – это он, и он – это команда. Вот в этом возрасте ребята начинают это понимать. И они по-другому совершенно начинают подходить к тренировкам, более ответственно готовятся: собирают свои вещи, чтобы прийти опрятными, чистыми, кому долго ехать, берут питание сами, не мамы с бабушками им собирают. Конечно, собирают все равно в основном мамы, бабушки, но он уже говорит: «Бабуль, ты это клади, это не клади, вот это не надо, я знаю, что мне надо». Они, если даже кто-то хихикает, вот, человек сел с каким-то туеском после тренировки что-то покушать, кто-то проходит смеется — «Ну, смейся, иди, я знаю, что мне это надо». И вот эти вот вещи, казалось бы, мелочи, но из этих мелочей складывается футболист. Мелочей вообще нет. Как в жизни мелочей вообще, наверное, практически нет, так и в футболе тем более их нет.

В этом возрасте они становятся более осознанными. Как я уже сказал, более двусторонняя связь получается между тренером и игроком. У нас уже складывается такой вот психологический треугольник: то есть, это ребенок, тренер, родитель или ребенок, родитель, тренер. Кто будет во главе этой вершины? Мое мнение – всегда должен быть футболист, всегда должен быть игрок, чтобы не было перекоса. Чтобы это был тренер, а внизу, там, ребенок, родитель, ну а если родитель или ребенок — то это вообще безобразие. То есть, вверху должен быть ребенок, а вот это самое главное.

Вот эти вещи очень важны, то есть, психология играет огромную роль на любом этапе. На этом этапе психология именно вот такая. Этап Ю-11 — это мы переходим уже на 7+1. То есть, здесь немножко трансформируется схема: если на прошлом этапе мы играли 1-3-3, то здесь добавляется ярко выраженный, в моей схеме, в схеме нашей команды, добавляется ярко выраженный нападающий один, 1-3-3-1 получается. Опять же, у этой схемы множество трансформаций есть, но основная должна быть. И в этой схеме ребята уже более осознанно выполняют какие-то определенные функции на футбольном поле.

Если переходить именно к таким тактическим вещам, то они опять же очень тесно связаны с психологией в этом возрасте. Почему? Потому что на этом этапе они готовы более осмысленно подходить к заданиям и логически осмыслять, не просто на веру принимать слова тренера, но еще и как-то через мозг пропускать вот именно тактические вещи, не просто индивидуальные, что «я и соперник или мяч», а именно уже видят партнера, соперника другого, видят страховку от соперника, понимают своих партнеров. Уже они осознанно делают какие-то определенные вещи.

Опять же, я сейчас общаюсь с мальчишками, когда мы Бундеслигу разбираем, они такие вещи иногда видят, ну просто… «А вот это вот так, вот у него там была страховка, поэтому он выбросился, если бы не было страховки, он бы не выбросился», «А мы видим, что они играют в атаке по такой схеме, а как они теряют мяч, они тут же перестраиваются, что вот эти вот бегут, а эти не бегут. А этот там остается, и мы видим, что при отборе мяча тут дальше передача следует, потому что тот остался». То есть, вот эти вот вещи пацаны 11-ти лет, половине команды у меня 10 лет, понимают. И не надо думать, что рано. Они сами это делают. Я не говорю: «Ребята, вот надо так и так разобрать». Они сами это выполняют. Вот это прекрасно. И поэтому в этом возрасте мы уже знакомим их с понятиями уже плотнее: быстрая атака, постепенная атака и переходы, переходные стадии из атаки в оборону. Опять же, из быстрой атаки одни стадии переходные, из постепенной – другие переходные стадии при потере мяча и наоборот. Вопросы задаю: «Вы что-то увидели?» — «Да, мы увидели так и так». И опять же, как вот за веревочку мы тянем эти вещи, именно поэтому мы перестраиваем свои упражнения, раз, на технику и тактические упражнения. То есть, ну если техническая подготовка — здесь у нас остается всё то же самое. Техника, она же: прием мяча, передача — она не меняется, будет тебе 5 лет, будет 17 лет, ты все равно отдаешь мяч скорее всего ногой, вряд ли ты будешь головой отдавать передачи, которые катятся. Просто здесь добавляется скорость, добавляется сопротивление, добавляется интенсивность. Усложняется, как я уже и говорил, что здесь добавляются связки каких-то элементов, опять же, на скорости. И они, вся эта техническая часть, прикрепляется к тактической части, то есть, какой элемент на каком участке в какой ситуации желательно применять. Что не просто я что-то делаю, а именно в этой ситуации я скорее всего это, это буду делать. 2-4 варианта, и дальше уже выбирай, какие тебе больше нравится, какие больше тебе комфортней делать.

Опять же, здесь надо понимать, в какой ситуации ты делаешь, правша, левша, где соперник у тебя находится. Общие понятия они получили вот за эти 3-4 года о технических элементах, теперь они применяют это все в игре. Если какое-то сложное упражнение, против стоечки пытается где-то рукой от нее оттолкнуться. Потом соперник, но это опять же при ознакомлении с техническим элементом или тактическом элементом. Сопернику допускается пассивное сопротивление, но я за то, чтобы делать все с полным сопротивлением.

Сергей: Знать с самого начала.

Александр: Нет, вот еще раз говорю, когда мы учимся, знакомлю только с каким-то элементом, конечно сначала идет просто, то есть, соперника не ставлю. Он еще не может нормально выполнить, а тут его сзади окучивают, например, или сбоку, или какое-то давление просто идет. Нет, сначала просто, чтобы он получил знания о моторике этого элемента. Понять, как применять, как ногу поставить, как еще что-то. Пошло у человека. Ну на самом деле, чтобы обучить, это достаточно двух-трех занятий, когда он выполняет один и тот же элемент, он сделает порядка 60 раз. Человек, который находится в ЦСКА, он должен спокойно понять, как делается этот элемент. Дальше мы переходим уже на следующий этап — то есть, какие-то сбивающие факторы. Соперник применяет пассивное сопротивление, либо что-то такое: фишечки, стоечки, конусы. Но к пассивному сопротивлению, вы мне вопрос, кстати, прислали.

Полный разбор детей футболистов для возраста 11-12 лет – Александр Бауман, тренер ПФК «ЦСКА»

Сергей: Да, поэтому мы сейчас начинаем отвечать на вопросы.

Александр: Я сейчас сразу остановлюсь, чтобы потом не возвращаться к этому вопросу, раз уж его коснулся. Здесь опять же завязка с психологией, это все перемешано с психологией с детской. Вы мне скажите, например, говорят, что мы на начальном этапе 5-6 лет, говорим, пассивное сопротивление. Как мальчику 6-летнему сказать: «Вот этот вот с мячом, а ты оказываешь пассивное сопротивление»? 6-летнему? Ну сказать, что «Ты не отнимай» ему можно, ну, вот он встал столбом. «Нет, ну ты все-таки двигайся» — «Ну так я буду двигаться — я хочу отнимать». Вот в этом возрасте я могу пассивное сопротивление, а в 6-7 лет я не могу сказать «пассивное сопротивление» мальчишке, потому что ему хочется отобрать все равно. Поэтому здесь в этом возрасте я могу, но опять же, в процессе в начальном, а в 6-7 лет лучше поставил стойку — вот для него уже пассивное сопротивление, стойка стоит.

Но как у человека только пошло — сразу сопротивление. Пускай оно не будет, знаете так, на грани фола, вот 100%, но опять же мы учим и правильно отбирать. Потому что в игре все равно вся игра будет идти на грани фола. А мы стараемся делать так, чтобы игроки старались отбирать мяч, учиться, без фола. Поэтому сопротивление, оно априори будет не 100%, оно будет… Ну, в процентах вообще тяжело очень выражать, какое сопротивление, то есть, почти в полную силу. Но всё равно он будет стараться не ударить по ногам, чтобы отобрать мяч, научиться отобрать мяч. Что касается теперь тактических упражнений. Тем более у нас, когда мы сейчас выйдем, у нас останется до разворота поля, от штрафной до штрафной, у нас останется 2 месяца.

Сергей: Да, быстрый переход.

Александр: Минус полгода. Поэтому придется стараться не порвать штаны, но этап пройти этот не так, чтобы экстерном, но с погружением. И здесь мы готовим подстановку уже, если у нас есть понятия быстрая атака и постепенная атака. Значит, если быстрая атака, то у нас упражнения, вот, те наши циклы, про которые я говорил: лицом к лицу с соперником, соперник сбоку, прием мяча спиной к воротам соперника и четвертый цикл – это мы все совмещаем в какие-то игровые упражнения, в какие-то игровые закрутки. То есть, вот эти техническо-тактические блоки накладываются на блоки понятия ширина поля и глубина поля: глубина атаки, глубина защиты и ширина поля.

То есть, тогда получается, когда мы, к примеру, трудимся над упражнениями один в один, лицом к лицу, чаще всего это будет происходить, опять же, это не 100%, чаще всего это будет происходить в быстрых атаках. Поэтому, тогда у нас получается из 4 недель два блока быстрой атаки и два блока на постепенные атаки. То есть, постепенные атаки – это лицом к лицу, глубина поля, а ширина – это постепенные атаки. И здесь получается, когда спиной мы находимся к воротам соперника — это больше ширина. И опять же, здесь у нас два блока туда, два блока сюда, в каком-то недельном блоке приоритет на атаку, приоритет на защиту в другом. Например, мы недельку поработали над атакой и неделю работаем следующий блок над атакой. Получается, что все 4 недели, месяц, этот цикл или период мы работаем над атакой. Потом мы возвращаемся к тому же самому блоку, к тем же самым упражнениям, но уже приоритет даем защите. Я вот так делаю. И уже я объясняю пацанам, как расположиться, как и что делать, вот именно, если мы говорили, что это быстрые атаки, то это уже оборона против быстрых атак. Если мы говорили, что это постепенное нападение, значит, это оборона против постепенного нападения и соответственно переходы. Но раньше мы если были в быстрой атаке, как нам, если атака не прошла, сразу перейти на оборону? А если у нас была защита против быстрой атаки, значит, переход у нас в обратную сторону. Как мы, отобрав мяч, куда мы будем переходить?

И здесь очень важно, что мы добавляем вот эти упражнения, то есть, если мы атакуем, и соперник, защитники перехватили мяч, то не свисток, как я вижу у многих тренеров. Раз, атака закончилась — пошли в следующую атаку, потому что мы тренируем атаку. А защитники, получается, они отобрали мяч — свисток тренера, они берут мяч, с ноги его «бам» туда, потому что всё, следующая атака. А потом в игре тренер говорит: «Куда ты шарашишь-то?». А если он из 20 раз отобрал и 19 стрельнул? Поэтому у нас переход, готовимся к этому, к переходам. И в свою очередь, также переходы, когда мы защищались или атаковали.

Если мы тренируем постепенное – те же самые переходы сохраняются, но здесь у нас добавляется очень интересный блок упражнений. Мы с пацанами начали их делать немножко, я их только знакомить начинал зимой, когда мы были в манеже. Когда осень, слякоть, да, останавливать тренировку и объяснять что-то на поле — это непродуктивно, потому что ребятам некомфортно: мерзнут, мокнут, должны все время двигаться — а в манеже остановил, поговорил, пообщался, есть такие возможности.

Поэтому у нас было очень много упражнений тактических на контроль мяча, как угодно их люди называют: кто-то называет «квадраты», кто-то называет «рондо», кто-то называет… Не помню, как, но такое слово вообще смешное. Видимо, неточный перевод, либо какой-то буквальный перевод с европейского языка. Мы это дело применяем, но мы обязательно в этих упражнениях с мальчишками задаем направление, то есть, у нас нет упражнений на контроль ради контроля. Либо это смена зоны, в одной зоне отобрали – перевод в другую зону, а дальше выход, а там уже быстрая атака пошла. Либо это направление, например, они контролировали мяч без отбора, их задача – вскрытие зоны, чтобы проникающие передачи какие-то выполнить.

Хочу сказать, опять же, идет дискуссия по поводу квадрата 4×2: надо, не надо, иногда смеются, подкалывают: «Поэтому у нас квадратные футболисты, потому что мы в квадраты играем». На самом деле, я никакой катастрофы не вижу в игре 4×2, опять же, где применять и самое главное – зачем применять этот квадрат. У меня этого квадрата 5 модификаций, которые я применяю с пацанами. Казалось бы, 4×2, всего 6 человек, а их 5 модификаций, что можно сделать: и переводы, разное количество отбирающих, разные задачи у тех, кто контролирует мяч, и разные задачи у тех, кто отбирает мяч. Опять же, 4×2 можно в нескольких зонах, можно поставить и нужно поставить, я ставлю там ворота, чтобы после отбора ребята не просто отобрали и куда-то шлепнули, а моделируем, как будто мы отобрали мяч, какую-то атаку начинаем, в какую-то зону передачу отдаем. А если просто до тренировки они приходят: «Александр Валентинович, у нас есть время?». Я говорю: «Есть» — «А что можно делать?». Я говорю: «Ну вы знаете, что можно делать». Они там знают. «А мы вот это хотим, можно квадрат?» — «Не вопрос». Вот они 4×2, где они между ног прокинут, просто веселятся, это у них свое. А когда мы его на тренировке применяем, то у нас есть задачи этого упражнения. И тактика в этих упражнениях и опять же задачи этих упражнений, они направлены именно на решение конкретных задач. Я так думаю, что, может быть, так по 11 годочкам-то, наверное, всё.

Но на самом деле, смотрите, 11 лет – это, получается 7+1, полполя, следующее идет 12. Сразу переходим вот так плавно. Ю-12 – это уже от штрафной до штрафной, 8+1, и уже поле развернутое, оно становится в полтора раза больше, не в два раза ещё больше, но в полтора раза больше становится. Ширина добавляется определенная, длина добавляется определенная, не на много, но добавляется, расстановка, лишний игрок добавляется. Уже это первый так серьезный переход перед игрой 11 на 11. Поэтому, в принципе, все темы, все то же самое, добавляется здесь еще больше, уже не буду говорить о психологии, потому что плюс-минус психология, она кардинально не меняется за эти вот полгода.

Тем более, я говорю, если мы выйдем в августе, и нам в ноябре уже переходить на другое, то, значит, какие там изменения будут? То переход этот очень важен в каком плане? Как бы кто ни хотел, и как бы кто ни говорил, что, там, упражнения можно построить на каком-то пятачке, все равно я стараюсь привязать упражнения к игровым позициям и полю, если есть такая возможность. Слава Богу, у нас ЦСКА, ну, чаще есть такая возможность, чем нет, поэтому я могу это себе позволить. И при переходе на этот этап подготовки, во-первых, в технической части добавляется очень много разбивающих факторов, это раз. Во-вторых, в ловкости добавляются сложные координационные какие-то упражнения: мы можем что-то делать ногами, тут в тебя игра в вышибалы идет, ты там на лесенке что-то делаешь или какую-то полосу препятствий, тебя выбивают, добавляются большие мячи. Мы в футбол играем, что надо маленьким мячом мяч большой забить в ворота. Например, мне очень нравится, когда мы играем в ручной мяч с заданиями разными, там миллион заданий, и с ребятами мы меняли задания прямо по ходу игры. Оно меняется, я засекаю время 30 секунд, мы играем с одним заданием, потом другое задание, потом третье задание — и все время в процессе игры меняется, надо перестроиться. Играем в классическое кальчо с пацанами, то есть, это, ну, с чего в Италии начинался. Правда, мы lite вариант используем, потому что в классическом кальчо варианты мордобоя допускают, мы все-таки никого не лупим, но делаем. Варианты американского футбола обязательно, причем не регби, а американского футбола, объясню почему – потому что в регби нет передач вперед руками, запрещаются, либо с ноги надо отдавать туда. То есть, в американском футболе все это разрешено. В том числе там, опять же, можешь сам идти, можешь отдавать другому, там очень такая умная игра, на самом деле. Вот в эту игру играем. Опять же, там есть такое правило: 10 ярдов нужно пройти за 4 попытки. То есть, опять же, мы это применяем, потому что, бывает, там, мяч уронил случайно, я стараюсь говорить: «Ребята, чтобы мячи не падали, чтобы качество не терять». Мяч уронил – 4 ярда потерял. Вот это все тоже делаем. Они нормально это воспринимают, пацаны, правда, я им не в ярдах говорю, естественно.

То есть, сложные координационные моменты в этом возрасте мы начинаем делать, именно что-то мы с мальчишками сейчас уже, но в 12 лет мы очень много это делали с 7-м годом, они прямо очень большое удовольствие получали, и когда они при игре в ручной мяч забивали голы через себя, принимали на грудь, на плечо, подрабатывали пяткой, попой. Опять же, надо правильно подвести к этим упражнениям, потому что это скорее всего будет в разминочной части выполняться, но надо подготовить. Вот эти вот упражнения, а что касается тактических упражнений в этом возрасте, то мы с мальчишками простые технические упражнения, когда, там, 1 к 1, 2 к 2 на каком-то участке поля.

Вот эти мы вещи с мальчишками соединяли, то есть, например, выход из обороны, с угла своей площадки, мы выходим, но мы не просто вышли куда-то там, передачи мяч, а именно передали мяч в ту зону, где уже находятся игроки, и там они в свою очередь пошли что-то делать, вот такие связки упражнений мы с ними практиковали. Очень тяжело шло вначале, очень тяжело, но через где-то 3-4 задания поняли. И в принципе поняли и начали делать. Более того, там опять же много упражнений на переключение было, например, парень выполнял обыгрыш один на один на фланге, проход какой-то, передачу, тут же он включался, чтобы не дать игроку обыграть в его зоне и выполнял какое-то действие, потом тут же подключался в атаку на замыкание из другой позиции. То есть, вот эти вещи, конечно же, не все сразу, а потом одно, второе, третье, а потом начинали соединять. Это как раз в Ю-12 мы начали делать.

Опять же, если переход пошел на такой формат от штрафной до штрафной, то здесь игра головой, в Ю-12 я уже в принципе начал тренировать игру головой. Прямо упражнения целенаправленно на игру головой. Без фанатизма, не всю тренировку на игру головой. Потому что я помню до сих пор, как я пришел в Локомотив в 7 лет и на первой же тренировке сел на попу и 20 минут пятерка. А еще, видимо, до этого там на улице поиграли этим мячом, кожаный мяч, намокший, и вот мы там по очереди 20 минут. Я вот так шел домой, в общем, удачно я зашел. Поэтому без фанатизма, аккуратненько игра головой, и раз игра головой, соответственно, значит, длинные передачи верхом. Небольшое расстояние, правильная техника, правильный подход к мячу, правильная постановка ноги, правильное расположение туловища, что небольшое отклонение, правильное расположение ударной ноги, то есть, уже стопа по-другому там работает, опять же, с техники начиная. Ну, в принципе, как у нас все тренеры показывают в ЦСКА, они все это делают. Есть люди, которые сейчас с шага отдают на 70 передачу длинную, поэтому просто отлично. Вот это вот, то есть, вот такой вот переход идет у нас.

И самое интересное – что здесь, знаете, конкретная позиция уже есть у ребят. Схемы могут быть разные, я играл по схеме 3-2-3 плюс вратарь: три защитника, два полузащитника, три атакующих. Ну мне нравится игра в атаку. И я знаю, трансформаций есть 4, много трансформаций есть. Но у меня, опять же, это была у меня трансформация с 7-м годом, потому что у нас атакующие игроки там были загляденье. Мне иногда там вратари жаловались: «Да мы всю игру простояли, что мы в ЦСКА делаем, что мы всю игру один раз мяча коснемся». Я говорю: «Ну, будем стараться».

Что-нибудь придумаем с пацанами. То есть, группа атаки очень сильная была, поэтому вот такая вот схема, варианты ее трансформации. Опять же, положение пацанов на этих позициях, какие у них основные задачи на этих позициях. Уже именно индивидуальная тактика, которая переходит в групповую, то есть, уже такое тактическое осмысление своих действий должно быть. И, соответственно, от этих задач мы подбирали упражнения. То есть, это все по цепочке такой выстроено, как я говорил, с 7-8 лет, 9, 10, 11, 12, все это четко должно переходить. Но очень много упражнений именно на контроль, то есть, уже на такой более умный футбол, какие-то комбинации, что-то вот такое, не просто схватил мяч, побежал, обыграл, ударил, вернулся в защиту. Это как раз переход с 11 до 12 лет. Если ответил на 12 лет, то, наверное, так, потому что, еще раз говорю, здесь остальные все нюансы, которые очень важны, безумно важны, но это надо видеть, это надо объяснять, это надо упражнения слышать, это надо сидеть в раздевалке, когда я пацанам объясняю, что мы сегодня будем делать. Потому что сейчас всё нюансы, это нереально объяснить. Что с технической, что с тактической.

Физические качества, опять же, 11-12 лет, я их так не затронул, ну это все то же самое. Полового созревания еще в этом возрасте у 99,9% нет. Поэтому ловкость, гибкость, быстрота, скорость. За счет каких механизмов мы все это развиваем, за счет каких средств – сказали, ничего другого мы не придумываем, с парашютом мы не прыгаем, ничего такого не делаем. То, что я сказал, добавляются сложно координационные упражнения, ручные мячи, какие-то другие виды спорта, из других видов спорта игры, еще что-то. Вот это вот делаем, конечно, обязательно.

Сергей: Вопрос об индивидуальной практике: когда, как и в каком возрасте. Твои рекомендации.

Александр: Мои рекомендации, вот, хорошее пояснение, рекомендации. Всегда, в любом возрасте, прямо с самого начала. Ну, я думаю, что если, например, Зинщенко попал к Гвардиоле…

Сергей: У него все равно была индивидуальная практика.

Александр: Если он до этого получил маленькую тележку, то там он получил еще вагон. Если не вагон, то хотя бы полвагона еще индивидуальной тактики. То есть, это всегда, футбол, он развивается, он на месте не стоит. То есть, когда ребенок маленький, начальные принципы индивидуальной практики, а дальше больше, больше. Опять же, в какой футбол собираетесь играть, какая команда. От тактического рисунка, от расположения игроков, от схемы индивидуальная тактика меняется. И задания меняются. Больше скажу, они в игре могут поменяться. Смотрим, опять же, Бундеслигу, ребята играют по одной тактике, «бам», пропустили — они меняют. Индивидуальная практика пошла опять, смена. Индивидуальная тактика всегда – это первое, что должно быть. Другое дело – если вопрос бы был о групповой тактике или о командной тактике, это вся команда, 11 на 11. То есть, если даже вратарь не участвует, например, он занимается с тренером вратарей, а играют вот только 10 полевых – это уже не командная тактика, это групповая. То есть, такие нюансы тоже важны.

Сергей: Работа над скоростно-силовой выносливостью, когда начинаем и в каких объемах? К примеру, упражнения, вот, скоростная выносливость когда появляется у нас в тренировочном цикле примерно?

Александр: Скоростная выносливость или скоростно-силовая?

Сергей: Скоростно-силовая.

Александр: Скоростно-силовая выносливость – такой термин очень… Во-первых, я считаю, что он неприменим до полового созревания. То есть, здесь объединение скорости и силы. Когда сила развивается – после полового созревания. То есть, до полового созревания идет работа над скоростью. А уж еще и плюс, чтобы мы выносливость развивали скоростно-силовую, значит, мы сначала просто должны развить скоростно-силовые качества, а уж потом развивать выносливость, то есть, это еще позже. Если брать упражнения скоростно-силовые, то любое упражнение, где присутствует сопротивление в любом возрасте, оно, если брать все методические указания, является скоростно-силовым. То есть, даже если в 8 лет ребенок выполняет один в один – то это скоростно-силовое упражнение. Но в конспектах мы пишем, что это развитие ловкости, потому что это ловкость в том числе. А скоростно-силовые до полового созревания мы не развиваем, поэтому убираем понятие «скоростно-силовые», оставляем «ловкость», но в принципе само понятие, скоростно-силовое, силу мы можем развивать, когда пошли в рост мышцы. Мышцы после полового созревания. Опять же, здесь очень важно: либо биологический возраст мы учитываем, не календарный возраст, либо смотреть, потому что мальчик может быть вот такой, опять же, смотрю сейчас на команду 6-го года. Как Евгений Владимирович Варламов, он с 6-м годом у нас работает в ЦСКА, как он очень тонко подходит к этому вопросу, потому что у него есть ребята, Саня Вакулич – богатырь, просто богатырь парень. И есть мальчишки, которые, видно, еще маленькие совсем. Он им не дает одно и то же. То есть, и в этом плане его тренировки как пример как раз бережного отношения, индивидуализация, бережное отношение к человеку как к личности и как к отдельно взятому футболисту. Не команду мы тренируем, одного человека в команде.

Сергей: Это здорово. Отсутствие сопротивления, пассивное сопротивление, сопротивление: немножечко проговорим по стадиям, как проходим эти стадии.

Александр: Когда малыши, ребята, для них пассивное сопротивление – это любой влияющий фактор, это уже пассивное сопротивление идет. Ну точнее не то, что сопротивление, для них это просто сбивающие факторы: это конусы, фишки, стойки. В конце концов, сокращение размера площадки, увеличение скорости выполнения – это все сбивающие факторы. А вообще смысл сопротивления – это сбивающий фактор для того, кто делает, определенное давление. Поэтому, как я сказал, чисто психологически мальчик совсем маленький, для него это сложно. О нем же тоже нужно думать, о малыше, который защитник. Что он в этом пассивном сопротивлении, какой навык он получает? А потом он в игре будет пассивный, он же не поймет, что дядя-тренер от него хочет. Когда ребята уже более-менее адекватно воспринимают, 10-11 лет, уже можно сказать: «Пацаны, вы давайте так, мы это применяем, например, в моделировании какого-то игрового эпизода».

Потому что за моделирование многие тоже посетуют: какое моделирование в 10-11 лет — я объясняю, например, если мы разучиваем выход из передачи от ворот, и пошла игра. Например, чтобы это был не вынос, а передача на защитника, другая команда, она в это время выполняет просто роль подвижных фишек, чтобы не ставить 15-16 стоек, потому что каждый участок же надо занять: мало ли пойдет сюда, мало ли пойдет сюда. То есть, они выполняют подвижность: пошла передача вправо – они влево от себя влево сместились. Они не перехватывают передачи вначале, они просто выполняют роль подвижных маркеров, через которые должны проходить передачи. То есть, это я применяю, но, опять же, это применяется либо в каком-то моделировании, либо в обучении или ознакомлении с каким-то игровым эпизодом, либо с каким-то техническим новым действием. Остальное всё уже есть сопротивление, не пассивное. Хотя бы оно должно быть, я говорю, не надо прямо в подкатах на попе ехать, вырывать ногами мячи, но давление оказывать надо, то есть, давление на игрока с мячом, какие-то перестроения должны быть. Но конкретно по возрасту я не могу сказать. Чем старше, по-моему, тем больше может быть вариантов пассивного сопротивления. Именно так.

Сергей: Возьмем группу вашего возраста 2009 год, 11 лет мальчишкам, насколько у вас возрастает работа в средних группах и насколько уменьшается работа в малых группах в данной возрастной категории?

Александр: Вопрос хороший, корректный. Значит, еще раз, в понедельник у меня прямо индивидуальная работа. Что в 8 лет, что в 12 лет, у меня было практически одинаково: что там было очень много 1 в 1 игры. Различные усложнения каждый раз, но все равно 1 в 1. То есть, возрастает где-то, например, если у нас есть в 12 лет 4 учебно-тренировочных занятия плюс игровой день, то мы еще во вторник можем дать, опять же, как построен микроцикл. Можем дать во вторник малые группы, а в четверг и пятницу уже средние и большие. Либо мы делаем, например, малые группы понедельник, четверг, а вторник, пятница, от задач, — уже средние и большие. То есть, берем так, что 25% от общего тренировочного времени – это 1 в 1, 25% — это малые группы и 50% — это средние группы. Я все-таки к средним группам больше, чем с большими группами, большие группы – это 5 человек, это практически вся команда, то есть, это невысокий процент. Вот так: 25 – индивидуальная, 25 – малая, пускай 40 – средние и 10 – большие.

Сергей: Такой вопрос, говорим только про ваш возраст сейчас, чтобы актуальная была информация: сколько детишки занимаются физической подготовкой без мяча? Соответственно, и вообще присутствует ли это?

Александр: Присутствует. Во-первых, физическая подготовка, если мы работаем над ловкостью, какие-то проводим эстафеты, там, пролезания, оббегания, змейки, ускоряемся. Например, есть у нас упражнение, с которым мы работаем, — это тормозная, тормозящая, можно по-разному сказать, работа. То есть, она без мяча выполняется. Присутствует, обязательно присутствует. Опять же, в задачах от части тренировки и от того, что мы хотим. Если это идет развитие скоростных качеств – это одна. Скоростные качества если мы развиваем, понятно, что это без мяча работа идет — мы развиваем скорость без мяча. И на координацию сложные координационные упражнения изучаются, и в начале недели даем без мяча, но это опять же в процентном соотношении не так много, кроме скорости. Скорость – это полностью. Ловкость, ну, наверное, — 40 на 60: 40 – без мяча, 60 – с мячом. Опять же, гибкость если мы развиваем, как физическое качество, у нас с мячом, с лентой, с булавами нет. Просто растяжечка.

Сергей: Если брать Ю-11, сколько недель в мезоцикле именно вашей команды, и что туда входит?

Александр: Здесь я уже сказал, то есть, до перехода на большое поле – раз, и до полового созревания – два, то есть, это два разных таких вопроса, вот, я делаю так: сейчас я перешел на 4-хнедельный мезоцикл, да, я просто этап подготовки называю. Потому что так, в принципе, планирование у меня на полгода идет, на 6 месяцев достаточно. Как практика показала, дальше не надо. Именно эти полгода расписываю каждый месяц — четыре недели. Как они делается, я уже сказал, то есть, именно по тематике. Сразу хочу такой мостик на следующий этап – а дальше уже мезоцикл будет идти именно от развития физических качеств, это отдельная часть, и на то, чем занимается именно в технико-тактической части. Идеально, если это совпадает в мезоцикле, и не очень хорошо, если не совпадает, но это уже с тренером по физической подготовке надо обговаривать все. Если мы до большого поля, то есть, тренер сам себе голова, мы просто можем обсуждать, что мы делаем, но больше даже обсуждаем не с тренером по физподготовке, а больше обсуждаем либо со старшим тренером, либо с директором школы. Даже не то, что обсуждаем, а показываем, что «Я вот то и то делаю», потому что все конспекты все равно находятся у нас в кабинете, чтобы в любой момент, например, Олег Дмитриевич мог прийти, тренировку посмотреть, чем я в конце концов занимаюсь. Потому что у нас еще когда Аргентинец был, он пришел: «Саша, а зачем ты вот это все делаешь? Это упражнение какое? Я стоял-стоял, смотрел-смотрел, я не понимаю, что ты делаешь. Какое упражнение?». Я говорю: «Отлично, только мы до этого делали вот то упражнение, сейчас делаем это, а потом, вот. Андреас, отойди в сторону и посмотри, что мы сейчас будем делать». Он говорит: «Саша, супер». Я говорю: «Поэтому, вот, возьмите сначала конспекты, почитайте, что за чем, куда, а потом подходите и говорите: “Что ты за ерунду делаешь?”». То есть, вот такие вот вещи, поэтому у нас все в методическом кабинете лежит, Олег Дмитриевич может прийти, взять, подойти на тренировку, посмотреть, сравнить, то ли я делаю, что написал. Если есть какие-то у него вопросы, он опять же в корректной форме подойдет, не во время упражнения, как, опять же, Андреас, подошел, у меня упражнение идет, а он там: «Что ты вообще здесь делаешь?». Он после, либо в паузе какой-то, самому интересно что-то. Тренеры могут подойти, сказать, там, ребята, пошли воду попить, они говорят: «О, круто, что-то там замутил». Или я могу к Евгению Владимировичу Варламову подойти: «Евгений Владимирович, вообще супер, вот это вот, что ты делаешь, я потом хочу так же сделать. Только мне скажи, для чего, чтобы я для своих как-то интерпретировал все это». То есть, вот так.

Пять недель – потому что мы добавляли там еще одно задание, когда отдельно на передачи была неделя у нас. То есть, 3 недели технических вот эти вот, 1 в 1, плюс неделя была на передачи, и 5 неделя была все вместе, собирали. Сейчас я неделю на передачи убрал, потому что в каждой из этих 3 недель у нас есть много очень передач, потому что выполнение не с места выполняется, а после передачи какой-то. Поэтому один блок передач убрал, оставил вот эти все и плюс 4, где у нас симбиоз, все.

Сергей: Данные знания, Александр Валентинович, когда начал применять и где научились? Потому что такой огромной объем информации, как вообще происходило вот это все наполнение вот этих знаний, когда они ярко стали проявляться, фундаментально?

Александр: Вопрос тоже хороший такой. Я специально отрыл свои конспекты, которые я делал с 90-го года. Они у меня далеко не были зарыты, потому что я время от времени туда залезаю, интересно, все-таки, вспомнить, что делал. И посмотрел, когда именно изменились упражнения, потому что я помню такой этап, когда пацанам где-то 90-го года стало 14-15 лет. И вот в этот момент, знаете, был период, наверное, у каждого тренера какой-то кризис жанра случается. То есть, все, что давал, с чего-то начинал, смотрел за другими, какие-то там кассеты. Чувствую, что все классно, но чего-то не хватает. Тем более, там одни одно, другие другое, третьи третье дают, как это объединить? Пытался. И потом просто для себя решил: как я хочу, чтобы мои пацаны играли? Что я хочу от них? И дальше уже опять же пошел вытягивать: если я хочу, чтобы они так играли, здесь все очень просто: как мы тренируемся, так мы и играем, не наоборот. Если мы на месте стоим и сонные передачи отдаем, мы выйдем на поле – мы никуда не побежим, мы также будем сонно играть. То есть, с какой интенсивностью мы тренируемся, с такой и играем. Я хочу, чтобы мои пацаны трудились на поле, то есть, они должны так же тренироваться.

В высшей школе тренеров, когда у нас был предмет «Теория спорта». Там женщина была, к своему стыду, сейчас я фамилию забыл, прямо выскочило из головы, вела «Теорию спорта» у нас, теннисист, она тренер Чеснокова теннисиста была. И вот она рассказывала, как тоже пришла к одному очень интересному приему, как выстроить тренировку таким образом, чтобы Андрея хватало на полный матч. А там в теннисе опять же есть из трех сетов, матчи Большого шлема, пяти сетов. И вот как подготовить? И она очень интересный такой момент назвала. Там ребята, у меня группа была, примерно полгруппы, которые играли на достаточно высоком уровне, они как-то восприняли это: ну что там, теннисист. А я прямо к ней подошел: «Ну-ка, — говорю, — у вас время есть?». Она: «Да», — я говорю: «Садитесь, я посижу с вами, рассказывайте». «Теория спорта» у нас была два раза в неделю, она вела всего один раз в неделю, и в течение, может быть, двух месяцев я каждый раз с ней оставался, она что-то мне подсказывала, причем я чуть ли не конспекты вместе с ней писал, а потом она говорила: «Ну что, пошло, не пошло, как? Интересно». Очень такой прием интересный.

И это заработало с пацанами, когда как раз им стало 14-15 лет потом. Я не увидел, то есть, я-то учился, когда им они еще маленькие были, а потом я эти конспекты достал, потому что она сказала: «Ну, это, наверное, не для малышей, наверное, уже для мужичков». И я достал эти штуки в 14-15 лет, стал делать. И когда мы играли, если брать все голы, которые мы забивали, мы на последних минутах забивали 60-70% мячей. Директоры, другие тренеры говорят: «Е-мае, как, 5 минут остается, и твоя команда несется куда-то?». Я говорю: «Вот так вот». И вспомнил вот те вот вещи. Опять же, это ли работало или что-то другое, может, пацаны просто такие красавцы были, что они усыпляли на 60 минут кого-то, а в последние 10 минут прибивали. В тот момент как раз начал задумываться, а потом начал все собирать, собирать. И до сих пор продолжаю.

Сергей: 13-летних сейчас если брать, это будет «галопом по Европам», и суета, в принципе, это очень интересный такой возраст. Это переход такой, как ты говорил, созревания. Они уже начинают частично расти. Как ты считаешь, если мы на следующей неделе именно этот возраст «дернем» в удобное для тебя время?

Александр: В принципе, не проблема. Я, просто, уже, наверное, на экране больше, чем Путин по телевизору.

Сергей: Саш, я вам честно могу сказать, вы не так активно пользуетесь Instagram-ом, как мы, мы пользуемся им очень активно, сколько нам пишут благодарностей за ту информацию, которую вы нам даете, вы не представляете. Потому что вы это собирали когда-то, а сколько ребят молодых пришли, и им, знаете, хоть какой-то фундамент, где не такая вот информация: пойди туда, не знаю, куда, найти то, не знаю, что. Здесь получается такой фундамент, и все мне это говорят. Если есть возможность сейчас, пока сидим, сами понимаете, вроде как уже близко, уже открыли нам дорогу, но еще она не открылась. Поэтому, ребята говорят, если мы сейчас еще чуть-чуть продолжим такое, это будет безумно полезно, безумно плодотворная почва будет для ребят. Поэтому, если сейчас даже начинать 13 лет говорить, мы даже говорить не начнем, и такое неуважение получается к возрасту такому большому. Поэтому я считаю, что 11-12 лет мы прекрасно разобрали, дали плацдарм, опять же, нужно идти, думать, применять — не получилось, снова применил – получилось. Это уже внутренняя работа, но какой-то фундамент, например, положили. Поэтому, просим!

Александр: Нет, не вопрос, я-то здесь, знаете, не кривляюсь, не кокетничаю. Без проблем, давайте в любое время на буднях. Ну может быть не суббота, воскресенье, потому что Бундеслиги очень много.

Сергей: Точно так же в пятницу где-то, ну мы с вами отдельно созвонимся, этот момент решим.

Александр: Потому что опять мне и так и в личку там вопросов присылают. Вы знаете, пока есть, может, 10 секунд, хочу сказать. Ребята, просто очень многие просят прислать программу, либо конспект, либо еще что-то. Вот следующая когда будет у нас встреча, сейчас пока с меня не спрашивайте, я объясню что, почему и как. Может быть, объясню микроцикл, объясню примеры каких-то занятий отдельных. Объясню, почему это не будет работать, если я просто тупо пришлю вам несколько тренировочных занятий, это не будет работать. Но постараюсь помочь.

Сергей: От всех, Саш, огромная благодарность, это очень сейчас, я скажу, нужно, это безумно нужно, это безумно полезно. И я уверен, что благодаря этому чуть-чуть, полшажочка, шажочек каждый тренер будет делать, а в разрезе нашей страны это огромный шаг. Поэтому безумная благодарность за такие эфиры, ребята это подтверждают. Эфир проходит за одну секунду.

Александр: Не успел ничего рассказать, а уже все, прощаемся.

Сергей: Да, поэтому 20 секундочек осталось, хороших вам выходных, спасибо огромное и от ребят, и от нас. Ту информацию, которые вы даете, там была надпись, — золотая информация. Это действительно очень нужно, сейчас особенно.

Александр: Хорошо, спасибо, всем спасибо за внимание. Очень рад чуть-чуть помочь.

Сергей: Спасибо большое, Саш. Все, ребята, всем пока-пока, всем хороших выходных.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится