Как перейти в европейскую футбольную ТОП академию Италии, если ты играешь в России?

Мы взяли интервью у ведущего итальянского футбольного скаута Алекса Великих.

Алекс Великих – детский тренер и скаут из Украины, который с 2004 года работает в итальянском футбольном клубе «Ливорно», а так же сотрудничает с такими клубами как «Ювентус», «Милан», «Аталанта», «Сиена», «Фиорентина» и «Эмполи».

Сергей: Сегодня с нами Алекс Великих, долгожданный наш гость. Алекс – это известный во всем мире скаут. Алекс, немного расскажите о себе: как попали в скаутинг, как попали в Италию?

Алекс: Зовут меня Алекс Великих, родился я в Украине, в городе Донецке. Так сложились обстоятельства, что моя мама переехала в Италию в 89-м году. Я воспитывался с бабушкой и дедушкой. И наступил такой момент, когда я решил переехать в Италию. В начале приезжал в отпуск, просто отдохнуть, насладиться морем, насладиться пейзажами, хорошей кухней итальянской. И в последствии переехал заниматься футболом. Начинал детско-юношеским тренером в любительской команде. Италия меня поразила на тот момент тем, что климатические были условия, про которые я всегда говорил: «Нам бы такой климат, и мы бы в футболе были бы лучше, чем эти дети, которые занимаются». У нас футбольная школа, когда я занимался футболом, ребята были более высокого качества, более высокого уровня. Но я вспоминал с ужасом зимний период, когда мы тренировались на резиновом поле для хоккея на траве, которое было заснежено, и с которого счищали снег лопатами, и в условиях холода, когда мы пили этот горячий чай, надевали пакеты на ноги. Это все на мне отложилось, когда я видел этих детей – я им завидовал, по-хорошему завидовал, что ребята имеют такие возможности.

Но, с другой стороны, я видел, что не все дети далеко мотивированы заниматься футболом. Для 90% из них футбол является частью их жизни, частью культуры, но не является принципиальным видом спорта, то, что они хотели бы делать в жизни. Но уровень тренировок, который работаем там, даже в любительских командах, был намного выше, но потому что они были по-другому обучены, они были по-другому культурно объединены. Все тренировки проходили в форме тренировок, не в форме «дал мяч – и вперед в футбол играть». И вот этот уровень любительского футбола для меня был новым, такого, что я не видел на тот момент.

Жизнь в Италии проходила таким образом, что тренировки были 3 раза в неделю и одна была игра, она ставилась либо в субботу, либо в воскресенье, либо в другое свободное время. Больших футбольных матчей я не ездил смотрел. В целом для меня было новшество жизнь в Италии. Что она размерена, существуют определенные расписания временные, когда нужно выполнять ту или иную вещь. Например, меня удивляло, что пообедать в ресторан ты должен пойти с 12:30 до 15:00, в три часа закрывается, и больше ты туда не зайдешь. Это обед, после обеда будет сиеста, то есть, закрыты учреждения, магазины. Люди отдыхают, потом они открываются вечером. Например, покушать ты можешь только с 19:30 до 22:00. Как правило, люди в 20:00-20:30 вечера ужинают. Потом идут домой, то есть, все по расписанию. Вот для меня это было новшество. И казалось, что все происходит в очень медленном ритме.

На тот момент президентом Италии был назначен Чампи, и вот он, выступая на одном из мероприятий, ему задали вопрос такой: «Мы Италия, по примеру Германии, как у нас много туристов, которые себе могут позволить, отдохнуть. Может быть, и мы введем субботу – рабочий день?». И меня поразило, что президент страны открыто сказал: «Мы не Германия, мы должны сохранить наш dolce vita italiana», — сладкую итальянскую жизнь. Вот такой был президент.

Это все было новое для меня. Выезжая из страны, которая пребывала в период пертурбаций, изменений, непонятности, серости, тьмы во многих отношениях, попадаю в страну, где было какое-то спокойствие. Мне казалось, что все это очень медленно, нужно делать быстрее, нужно быстрее. Может быть, на каком-то этапе это мне помогло: я пошел на курсы, я получил сертификаты. То есть, я всегда старался вперед-вперед. Но, с другой стороны, я видел, что ничего не меняется, люди постепенно развиваются и живут, но вместе с тем добиваются каких-то успехов. Когда я торопился, люди не спеша все равно этого добивались.

Но не буду отрицать, что я человек из другой системы, но привык жить в Италии, живу 19 лет, мне нравится. И могу сказать, что, не являюсь полностью итальянцем и не имею сейчас очень многих моментов, которые имел, живя здесь. Такой симбиоз у меня получается.

Сергей: Мы можем только по телевизору смотреть баталии Ювентуса, Милана. И мы себе даже представить не можем, что там происходит вокруг футбола: говорят с утра до ночи, новости? Как вообще?

Алекс: Футбол в Италии – очень развитый вид спорта. В каком плане? Много эшелонирования футбола. То есть, 9 футбольных лиг. В каждом городке даже с 5000 населения есть своя футбольная школа. 20000 населения – 2-3 футбольные школы. Школы между собой соревнуются, ребята соревнуются между городами. Происходит множество турниров, множество матчей, анализ всех футбольных событий, которые происходят в мире, непосредственно пишут газеты. Эти газеты бесплатно находятся в барах, которые бары покупают в киосках и специально кладут к себе на столики, чтобы клиенты могли читать спортивные новости. Если вы посмотрите, будет одна какая-то локальная газета и 2-3 спортивные газеты обязательно, где будет тактический разбор предстоящей игры, особенности нового контракта футболиста, его личная жизнь, куча папарацци, куча съемок. В лигах низшего уровня, например, играют футболисты, которые поиграли в серии А, в серии B, которые завершают свою карьеру в родных городах, где уровень молодых футболистов даже самого маленького городка может быть таким, что он через год попадет в профессиональный клуб. Потому что футбольная школа базовая очень высокого уровня. Это то, что особенное. То, что в новостных передачах по телевизору в основном спортивные новости. По всем каналам 90% — футбольные, 5% — мотокросс, мотогонки, Формула-1, мотоциклы, и все остальные виды спорта: баскетбол, теннис и прочее. И это тоже было новое для меня, потому что все разговоры строились на футболе.

Точно так же мне был нов и прогноз погоды. Я привык, что, когда у нас пишут прогноз погоды, пишут температуру и осадки. А в Италии пишут такие значки: ветер, направление ветра. И я долго ждал, когда же напишут в градусах, и очень редко писали в конце. То есть, неважно, потому что на климат влиял сильно ветер, направление движения масс и, соответственно, они по этому понимали, какая будет погода.

Летом жарко. Футбол летом в Италии замирает, отдыхают люди. Проводят время на море, проводят время в горах. Но в период с сентября по июнь ожесточенно, без пауз играют в футбол. Тренируются, выступать начинают в чемпионатах, в турнирах, и такой зимней паузы как у нас, здесь, в России, в Украине у них нет. В основном эти все паузы заполнены турнирами, и зимой чемпионаты останавливаются на 5-6 дней в связи с Рождеством, а потом дальше продолжают играть.

Сергей: В чем, на ваш взгляд, секрет успеха итальянского футбола, особенно детского, который дает такой ток талантов?

Алекс: Детско-юношеский футбол – это то, что отличает в основном футбольное движение Италии и России. Я очень рад, что в России произошло такое событие грандиозное, как Чемпионат Мира. Имел большой позитивный резонанс Чемпионат Мира не только для Европы, не только для мира, который сейчас увидел, что Россия может готовить такие грандиозные события, но и для России. Здесь мы получили огромное количество новых структурных проектов: стадионов, спортивных баз, тренировочных баз. Но еще больше, что мы получили – ¼ финала Чемпионата Мира при небольшом приливе граждан, детей к занятию футболом. Огромный пример – Дзюба со своим жестом, он просто обратил фурор. Наверное, если бы в тот момент дать звание Героя России, он бы сразу получил его заслуженно, если бы дали одобрение. Но еще больше сборная России сделала для детей. Почему?

Мы все говорим много раз о том, что спорт – это очень важно. В жизни любого человека это важно для здоровья, для формирования его социальной позиции. Но здесь есть конкретный пример успех твоей команды – занимайся футболом – достигнешь мирового уровня. Что раньше в России не было, вот то, что отличает от Италии. Если Италия в 2006 году чемпион мира, 90-й год – чемпионы мира, четырехкратные чемпионы мира, чемпионы Европы и прочее. И футбол прочно вошел в культуру, в повседневную жизнь итальянских граждан – это является фактором многолетней его истории позитивного развития. В России позитивного развития не так много, не так много достижений, которые произошли в 2018 году и в 2008 году. Но 2018 год, мы сейчас говорим о том, что это год новой инфраструктуры. Если в Европе мы выступали за рубежом, то это в России: новые стадионы, новые спортивные базы и большое количество детей, желающих заниматься. На что бы я хотел, чтобы вы обратили внимание, это очень важный момент. На то, что огромная волна ребят, которые записываются в футбольные школы, она влияет на общую статистику. Когда, общаясь с моими итальянскими коллегами и с моими голландскими коллегами, мы обсуждали, почему в России детско-юношеский футбол не так хорошо представлен своими воспитанниками. И все пришли к тому, что детский футбол недостаточно развит, недостаточно структурирован. И выделили два момент: один момент из них – инфраструктурная особенность структуры чемпионата, структуры тренировочных полей, манежей, недостаточных для такой огромной территории, как России, 150 миллионного населения. А с другой стороны мало ребят, занимающихся футболом. Если в Италии каждый третий мальчик официально занимается футболом, в Говании, например, каждый пятый, то в России каждый 25-й.

Теперь ребята получили возможность заниматься. Растет огромное количество футбольных секций, футбольных школ, в которые ребята хотят прийти. И тут очень важно сохранить тот позитивный тренд, который мы привели, в качественные знания ребятам, проводя качественную работу среди них. Потому что из количества выходит качество, но чем выше будет качество изначальной подготовки, тем больше будет количество футболистов.

Сергей: То есть, вы думаете, что этот всплеск, сейчас который произошел, количество в какой-то момент перейдет в качество?

Алекс: Количество обязательно перейдет в качество, но при качественной работе с большим количеством, и будет большее количество качественных футболистов в последствии.

Сергей: Получается, сейчас мы достигли определенного количества, а что с точки зрения качества?

Алекс: Не сказал бы, что вы достигли, но достигаете. Определенное количество ребят, записанных в футбольные школы, ново появившихся, неофитов, так называемых, футбольного движения. Но качество подготовки футбольных школ, оно должно расти, должны расти новые футбольные тренера, должны приобретать новые современные футбольные здания, методику. Не забывать то, что наработано в России, в Советском Союзе, это тоже имеет большой пример. У вас есть специалисты, которые в Европе известны, у вас работают, в ваших футбольных школах, в ваших футбольных клубах, у которых иностранные специалисты, итальянцы, приезжают учиться чему-то новому. Но вместе с тем футбольный мир широк, огромен, многогранен. Не значит, что вы что-то должны копировать у кого-то, вы должны брать лучшее и перерабатывать и внедрять в национальную почву.

Мы должны вспоминать еще об огромном количестве детей, которые есть в России. И мы должны этим детям дать информацию, инфраструктуру, климатические условия, это не такие, как я говорил в Италии, где тепло, хорошо, где можно заниматься на свежем воздухе на натуральных покрытиях. В России, к сожалению, такие климатические условия, что многие ребята, не находясь в больших городах на юге, на южной полосе России, находясь в Сибири, в Дальнем Востоке, Казани, за Казанью, они имеют необходимость иметь полномасштабные манежи, в которых они должны заниматься. Это обязательно, невозможно, чтобы дети после летнего периода были загнаны в маленький спортивный зал, где занимались на паркете для баскетбола, и в последствии выходили весной на улицу и забывали навыки, которые они приобретали. Да, хорошо мини-футбол, хорошо на паркете, но этого недостаточно, это дополнительно. Нужны полномасштабные манежи, в которых можно заниматься в зимний период. Необходим инвентарь, необходима оплата труда детско-юношеского тренера конкурентоспособная, необходимо обучение детско-юношеских тренеров. Многие из них хотели бы, наверное, учиться, но не имеют такой возможности или такой необходимости: «Да, я закончу, а что дальше?». Нужно создать структуру роста.

Я знаю, что у вас недавно произошли изменения в Федерации, были назначены новые руководители Федерации. И я читал много программных документов, которые приняты, разрабатываются. Это все идет в пользу, это, по крайней мере, говорит о проблемах в детском футболе и о путях его решения, это важно. Москва – красивый город, нравится всем, всем хорошо, но и очень важно, что сюда привозят ребят со всей России. Ведь многие из них вообще впервые бывали в Москве. А, получив возможность позаниматься здесь, показать себя, ведь зная по информации моих коллег, которые работают в профессиональных футбольных клубах в России, очень мало присутствие профессиональных футбольных клубов в регионах. Очень мало, кто ездит туда смотреть ребят, а если и приезжают, то не так регулярно, как необходимо. Многие ребята по своему потенциалу, возможно, имели большой талант, но не были увидены.

Это потенциал огромный, который нужно использовать сейчас, чтобы не потерять инерцию, которую дал Чемпионат Мира. Все, что после него, так называемая программа наследия и все другое. Но это все должно выходить из общегосударственной программы, которую нужно выполнять как в столице, так и на местах.

Вместе с тем, мы сейчас говорили, что ребята из провинции, которые не могут быть увидены, мы вспомним Головина, который играет в Монако, но мало кто говорит, что Головин попал в ЦСКА из Колпана, где не было условий. Когда мне говорят: «Почему в России много олимпийских чемпионов? Почему на олимпиадах, на Чемпионатах Мира по разным видам спорта российские спортсмены достигают больших высот в командном, медальном, каком угодном зачете? А в футболе таких звезд нет?». То есть, биологический потенциал есть. Олимпийский чемпион по прыжкам или в длину из того же материала сделан, что и футболист. Почему?

Да, есть проблемы большого футбола, не буду сейчас о них говорить. Я сейчас буду говорить о детско-юношеском футболе, потому что много раз говорят тренерам: «Почему в сборной есть проблемы?». Сделайте более широкую базу для выбора тренеров из ребят талантливых, потенциальных, а как ее можно сделать шире – развивать детско-юношеский футбол.

Сергей: Представительно иностранных и российских клубов достаточно широко. Если сравнить, есть ли разница поведения игры российского футбольного клуба по сравнению, допустим, с итальянским, если мы берем юный возраст? Ю-10, например.

Алекс: Вот у нас сейчас закончился турнир в Италии, Ю-10, самые престижные для этой категории, называется Universal Cup Forte dei Marmi, на котором присутствовали 64 команды. Forte dei Marmi россияне называют наша Рублёвка. Город такой курортный достаточно, дорогой, представлены брендовые магазины, очень город красивый. Был турнир, на котором присутствовали все гранды европейского футбола: Челси, Манчестер-Сити, Ювентус, Милан, Севилья и многие другие большие клубы Европы. На этом турнире были представлены две российские команды: одна из них – команда, которая часто ездит к нам на турниры, Локомотив-Москва, и другой – это наш новый российский посланец на турниры в Италии, футбольный клуб Олимп-Вологда, провинциальный любительский футбольный клуб. Олимп – Майская, Вологодская область. Казалось бы, что они делают на таком большом турнире?

В группе 4 команды, группа составляется из двух профессиональных команд: одна итальянская, одна зарубежная – и двух любительских команд: одна иностранная, одна итальянская. Вот Вологда была одной из российских итальянских команд в группе, и она удачно выступила. Локомотив в общем зачете на 14-м месте, Вологда на 23, при этом опередив Челси, Норшелланд и другие клубы профессиональные. Что я заметил в российских детях – российские дети очень дисциплинированные. В некоторых момент даже зажатые дисциплиной, которая им дается тренерами. Но я могу говорить о Вологде как об исключении. Это для меня такой второй опыт этих ребят, некоторые из них попадали даже на тренировочный процесс, обзор, но по Локомотиву. Каждый год Локомотив, 8-й год они участвуют у нас на турнире, команда улучшается. Дети меняются, если раньше дети были менее технически подготовлены, менее тактически грамотные, то сейчас дети все лучше, лучше выступают. И 14-е место – это самый большой показатель Локомотива на этом турнире за всю историю проведения.

Что я хочу сказать? Детки наши чем меньше возраст, тем меньше имеют различие от европейских ребят в плане технической оснащенности и физических данных. Чем старше они становятся, тем больше они теряют того изначального потенциала, которым они обладали.

Сергей: Почему мы не можем вот этих Ю-10 сильных превратить в Ю-18 таких же сильных?

Алекс: Мы можем превратить их в Ю-17, но помните, как Слуцкий говорил, мы иногда в Ю-17, например, показываем хороший результат тем, что мы доводим футболиста до его граничного функционального уровня, к которому он должен дойти в Европе в 23-25 лет.

Мы очень много этому футболисту даем, нагружаем его, он наедается футболом физически, психологически, и он ищет что-то другое, что его отвлекает от футбола. Хорошо, что этот парень потом получает профессиональный контракт в клубе, и дай Бог, чтоб его карьера складывалась как дисциплинированного футболиста. Но многие из них заканчивают футбол в этом возрасте 17-летнем. И дальше что? Ни учебы, ни дальнейших перспектив.

Это является проблемой, так вот, преодоление, с моей точки зрения, этой проблемы является в том, чтобы менять подход к подготовке не технической футболиста, не столько даже физической, сколько интеллектуальной. Давать им больше образования, расширять его границы видения, показывать, что футбол является не только лишь средством достижения спортивного результата, но есть еще и учеба, необходимо получать дополнительные знания, расширять его культурные горизонты. И делать футболиста более расслабленным, меньше заточенным под конечный результат достижения сиюминутного результата выиграть кубок в Ю-10, выиграть чемпионат в Ю-13. Нет, дойти до главной команды – вот наша задача детско-юношеских тренеров, которые работают в России, в Европе, где бы то ни было. Понятно, что не все из них станут футболистами, но те, кто не станут футболистами, должны стать нормальными членами общества, образованными людьми.

Чрезвычайно важно, чтобы ребенок культурно обогащался в течение своего процесса обучения. И тут мы говорим об интернатах. Я против интернатов, потому что интернат замыкает ребенка среди своих же сверстников или ребят старше и младше по возрасту, где есть отрыв от семьи. И в этом отношении очень многое зависит от педагога, который работает в этом интернате, от культурной программы, которая предлагается ребятам со стороны. Но это не заменит никогда рост ребенка в семье, где он видит маму, папу, где он видит своих ребят по классу, которые, может быть, не занимаются футболом, но занимаются другим видом спорта. Где он может пойти с ребятами, которые не входят в его среду, и получить что-то новое, чем вариться в том, что он видит каждый день. Это тоже один из моментов, но чтобы не было огромного количества интернатов, необходимо создавать в региональных центрах, в регионах, в маленьких населенных пунктах, в маленьких городах, а мы говорим в России маленьких, когда город 30 тысяч населения в России – маленький, а в Италии это средний уровень города, мы должны создавать условия такие, чтобы ребята до определенного возраста находились в своих городах. Но для этого они должны иметь инфраструктуру, где заниматься, тренерские кадры высокого уровня, где они должны получить возможность, и быть увиденными, участвовать в турнирах, в том числе и международных, а не вариться постоянно во внутрироссийских первенствах.

Сергей: Что из Италии мы могли бы перенести сюда для того, чтобы наш «бум» не затух, не зачах, а чтобы он продолжил свое развитие качественно?

Алекс: Мы говорим о том, что нужно повышать качественное наполнение футбольных работ и футбольных школ, в том числе и частных или же существующих государственных путем переизучения иностранного опыта. Да, в Италии футбольный «бум» как вы сказали, он перманентный, наверное. После 2006 года, выигрыша Чемпионата Мира по футболу, он еще больше получил развития, потом был процесс непопадания на Чемпионат мира. Но юношеские молодежная сборная Италии, вы видите, очень хорошо выступает на всех турнирах, и потенциально сборная Ю-21 — одна из претендентов на Чемпионат мира в Европе. Вот сейчас Чемпионат мира будет Польше Ю-20, где европейских сборных пробилось не так много, одна из них Италия. И можно сказать так, что есть у меня личный опыт работы как детско-юношеским тренером, так и футбольным скаутом в профессиональном клубе, и есть, что рассказать.

В своей истории у меня был период, когда я сотрудничал с таким большим клубом, как Ювентус, и проходил обучение там. Замечу, что в свое время Ювентус пошел по пути преодоления негативных явлений, связанных с тем, что Ювентус был лишён права выступать в серию A, вернулся в серию B, не мог долгое время подняться выше 7-го места. И они приняли на вооружение определенные технологии, которые раньше не были задействованы в Италии. Они взяли менеджерскую работу клубов и Манчестера, английского клуба.

Это для меня стало большой школой, потому как я увидел, как идет процесс организации, и многие из России есть ребята, которые работают в профессиональных клубах, топ-клубах России. И я с ними знакомился на разных семинарах, я им говорил тогда о Ювентусе и говорю эту фразу, могут подтвердить люди, которые меня знают, что: «Ювентус надолго станет лидером в Италии». На тот момент Ювентус был 7-й в чемпионате. А я говорил, что надолго станет лидером в Италии. Так и произошло на следующий год. Почему? Потому что, они создали базу методологическую, методическую, из которой они росли, но базу они сделали. Вот то, чтобы я хотел, чтобы было бы в российском футболе сейчас, чтобы российские футбольные клубы, академии, футбольные частные школы создали базу, в данном случае детско-юношеского футбола, на которой потом бы строились все остальные возраста, доходя до главный команд и сборных. Что для этой базы необходимо? Необходимы три компонента: обучение футбольных менеджеров — первое, второе — сыски организаций системы тренировочного процесса в детско-юношеских футбольных школах, новые методики новые веяния, научный подход, методические указания, все, что касается процесса обучения тренеров академий, филиалов, частных футбольных школ, детско-юношеских футбольных школ государственных и так далее. И третье, что мы должны создать, — это система детско-юношеских турниров, чемпионатов, где бы результат оценивания работы тренера не зависел от выигрыша или проигрыша турнира, а зависел от того, какое количество футболистов он подготовил для последующего своего уровня. И вот эти три компонента, которые я изучил находясь в то время в University, и, соответственно, потом я применял на практике в футбольных школах, в которых я работал, так и в клубах, с которыми я работал. Это все привело к тому, что в Италии сейчас, несмотря на то, что был кризис невыхода на Чемпионат мира, детско-юношеские команд, юношеские сборные, молодежные команды Италии, они на хороших позициях воспитают таких талантах футболистов как Таналли, Барелла и ряд других футболистов.

Поэтому я бы хотел бы, чтобы российские тренера, функционеры, менеджеры, все желающие имели возможность познакомиться с методологией, с методиками, с новым подходом. И вот этот трианж так называемый трианж развития: менеджер, тренера, учебный процесс.

Очень интересна организация системы работы и распределение обязанностей среди тренеров детско-юношеских футбольных школ, где каждый тренер отвечает за свой участок работы: тренер по физподготовке, тренер по работе над ошибками футбольными, тренер по технике.

И так необходимо организовывать тренировки с учетом последних новшеств методологически принятых в Европе. Для того, чтобы мы получали футболистов готовых через 5, 10, 15, 20 лет к новому футболу, потому что то, что мы сейчас учим, мы учим их тем перспективам, которые будут, и мы должны их учить не как я играл в футбол, в мое время. Не все из прошлого нужно забыть. Но и нельзя возводить догмы и ориентироваться только на это, необходимо изучать новое, готовить футболистов к будущим свершениям, а не к тому, что ему предстоит завтра или послезавтра.

Сергей: Для меня шоком был тренер по биомеханике. Это система каких-то электронных устройств, которые прицепили к мальчику, и благодаря этому этим устройством мы просто разложили полностью и сказали, когда у него будет травма, порвет он крестообразную связку или не порвет. Когда я увидел, что это применили к детям т.е. соответственно я могу снизить риск получения травмы, я могу понять, правильно ли он бежит или неправильно. Алекса: Точно так же, когда детям проводили анализ составляющих крови на основе того, как они питаются: белка сколько у них, сколько они едят рыбы, сколько фосфора, сколько кальция. Давали эту информацию ребятам, их родителям индивидуально. Не только лекция была. Вначале был проведён анализ, каждому ребенку индивидуально, взяли измерения, соответственно на основе этого была сделана расшифровка, предоставлена каждому парню с указанием того, что он имеет на данный момент. И для того, чтобы получить позитивные изменения, если это необходимо, что он нужен кушать, как должен отдыхать. Мы должны понимать, что дети разные у всех, и соответственно у каждого есть индивидуальные и генетические особенности, индивидуальные питательные привычки и прочее. То есть этот профессионализм, который был проявлен к детям, действительно вы заметили правильно. Потому что каждый клуб, который делает инвестицию в ребенка, мы должны помнить, что мы делаем инвестицию в ребенка, должен заботиться, потому что любой футболист на поле для этого футбольного клуба — это инвестиция, это акция, он может ему принести дивиденды, доходы, но не сейчас, а в будущем. И для того, чтобы эта акция дошла, о ней нужно заботиться.

Сергей: Я случайно побывал на кубке Колыванова, туда приезжал Интер и Милан и были российские клубы. И для меня разительным было отношение к игре родителей итальянцев, которые все время говорили: «Браво! Вперед!». И давление, которое оказывалось родителями российскими есть такой момент?

Алекс: Разницы в культурах, они всегда присутствуют в каждом народе. Но для наших родителей, и я не исключение. Я приехал в Италию, у меня сын занимался футболом, я тоже поначалу был таким очень ревностным отцом, не кричал с трибун, но очень ревностно относился. Они говорят так, что футбол — это и вид спорта, мы должны радоваться тому, чем они занимаются, но мы никак не можем их обучить более профессионально, чем делается это тренер, находящийся на поле. У них висят на футбольных полях у многих такие памятки для родителей: футбольный тренер тренирует, ребенок занимается, а родитель наслаждается. И вот они наслаждаются на этой трибуне: «Да не переживай. Очень обидно или радостно за результат». Я приведу пример. Мы говорили сейчас о турнире Ю-11, и тренер из Вологды, Денис Кубасов, он заметил такую активность: второй год подряд он участвует на турнире с этим годом, и второй год подряд они попадают в одном из таковых матчей на Пизу, футбольный клуб профессиональной в Италии. И второй год подряд Вологда выигрывает 1:0. И ему казалось, что от родителей будет расстроены, но когда он услышал, что родители после матча запели, и дети проигравшей команды побежали к трибунам своим родителям аплодировать, как будто бы они выиграли, он удивился. После матча он встретился с этими родители, они его узнали, потому что он был в прошлом году тоже, они сделали ему аплодисменты, как и всем детям. Они похвалили за то, что ребята играли красиво, боролись и заслуженно победили с их точки зрения. И он спросил: «А вы довольны результатом?» — а они: «Мы всем довольны, ребята хорошо сыграли, но не смогли забить гол, пропустили гол, но это для них опыт, потому что им нужен этот опыт, а не нужен результат сейчас». Им нужен опыт, который отложится у них на будущее, они приобретают опыт.

Как говорил Лобановский: «Мы часто выигрываем в детско-юношеских турнирах, но мы к этим турнирам готовимся, мы туда привозим команды наиболее сильные». И мы являемся тренажерами для зарубежных команд, которые используют турниры как процесс подготовки своих команд, дают больше времени играть ребятам, которые в чемпионате играют меньше, дают отрабатывать какие-то схемы, которые они изучают течение года. Но ника не конечный результат — выиграть турнир.

Я хочу сказать, что российские команды, детские команды, например, Ю-10 Локомотива получил отличную прессу. Потому что Ю-10 Локомотива — это команда, играющая в футбол. Они говорят: «Да вот вы не выиграли турнир, не вышли в финал, но у вас команде есть ребята, которые играют в футбол». Это очень важно, впервые я такое слышу в отношении наших ребят. Почему? Магия Чемпионата Мира по футболу? Возможно это. Большее количество информации, которая поступает? Возможно это. Компонентов улучшения футбольной жизни в России тысячи, возможностей — миллионы, а людей, которые это понимают, к сожалению, пока что еще единицы.

Сергей: Когда мы делали проект «Try out», я очень много интересного узнал о возможностях для российского футболиста в Италии. Можете рассказать более подробно?

Алекс: Не секрет, что работаю в футбольном скауте в профессиональном клубе, не секрет, что пытаюсь получить российского футболиста для итальянского рынка. В данном случае я говорю про футболистов уже сформировавшихся, играющих в командах высшего российского дивизиона. Но вместе с тем есть у меня и опыт работы с ребятами, которые не имели опыта выступления в профессиональных клубах, но имели уровень подготовки в академиях и оказались в Италии. Есть конкретный пример: есть два парня, которые прошли здесь академию клубов, не были востребованы в главных командах своих клубов, и получилось так, что они казались в Италии и в Италии играют в командах. Но так как мы понимаем, что Россия — не страна Евросоюза, и существует ограничение для ребят не из Евросоюза, и существует право FIFA, запрещающее трансфер несовершеннолетних футболистов без разрешения и так далее, без приезда родителей. Но некоторые родители приезжают, которые хотят дать какое-то футбольное будущее более интересное, с их точки зрения, для ребенка, в том числе используя опыт Италии, Испании, России, Германии, европейских стран и оказываются в академиях профессиональных клубов. Но многие начинают путь из любительских команд, так как год нахождения в любительской команде приобретает такой статус потери статуса легионера. То есть, парень начинает заниматься в любительском футбольном клубе, будучи еще легионерам, потом его находят, если он хорошо выступает, профессиональные клубы, зачисляют, он становится их воспитанником и остается гражданином России, Украины, Белоруссии, своей страны, но теряет статус легионера для клуба, так как становится воспитанникам клубной системы. И профессиональный статус футболиста он приобретает в Италии, так как для многих это является либо первая регистрация футболиста, либо же регистрация футболиста при потере статуса профессионала в России, но очень мало таких ребят, которые были профессионалами в России и уехали в Италию. Но есть опыт позитивный. Например, мальчика 99 года рождения, очень успешно выступающий в Италии и, скажем так, многие итальянские клубы его взяли на карандаш он полгода находится сейчас. Он учится в университете, и тут я хотел бы сделать такую поправку, что в Италии существует два университета которые называются институты для иностранных граждан, то есть, учатся не только россияне, а граждане с любой страны мира. И эти ребята имеют возможность посещать университет и тренироваться в футбольном клуба. Мы имеем опыт с китайскими, с северокорейскими ребятами, с южнокорейскими ребятами, надеюсь, получим какой-то опыт с российскими. Был заключен договор о том, что футбольный клуб в Италии проводят обучение ребят, занимающихс в университете для иностранных граждан в Италии на факультетах разного направления, кто выбирает какой. Это университетское обучение, и в свободное от занятий и время он занимается футболом. Таких университетов в Италии 2: один находится в городе Перуджа, и другой находится в городе Сиена. Мы с городом Сиена сотрудничаем активно, с мэрией города, это город очень красивый, средневековый город вина, который мы знаем и хороших сыров, но это город прежде всего двух университетов. Славен своими двумя университетами: один из старейших европейских университетов в Сиене, университет для иностранцев. При университетах существуют договорные обязательства с футбольным клубом Сиена в Италии. И рядом его любительских академий. Ребят, занимающихся в университете, либо в лицее и при университете, не являясь гражданами или являясь гражданами Италии, не имеет значения, получают право заниматься футболом в этих академиях и качественно готовиться к футболу.

В этом городе Сиена есть футбольный клуб существующий, которой проводит обучение ребят. Но это не означает, что они должны находиться только в Сиене, они могут находиться в любом другом клубе, это зависит от их профессиональной подготовки. На примере возьмем футболиста из Северной Кореи Хана, который учился в Перудже, в Асизи, в академии такого направления, обучался в университете. Сейчас выступает в профессиональном клубе серия A. Мы имеем футболистов, которые вызывают серии B, ну имеем россиян, которые начинают входить в эту систему, приезжают в Италию, показывают себя, в том числе и с помощью try out-ов, проводят там тренировки. Существуют скауты, которые определяются их перспективность. Многие ребята напрямую идут в университет, получают студенческие визы, получают высокое обучение университетское и футбольное образование в футбольных школах. И в течение всего времени пребывания в Италии находится в процессе получения футбольных знаний и являются на витрине профессиональных футбольных клубов, которые могут предложить им контракт, исходя из их способностей.

Сергей: Получается мальчик из России может приехать в Италию. Он может учиться в институте, играть в университете, играть за команду и обрести статус профессионала и не считаться больше легионером?

Алекс: Есть такой механизм, с помощью которого, проходя обучение в Италии и выступая в итальянском футбольном клубе, после того годового пребывания в этом клубе, он приобретет статус футболиста наравне с итальянскими футболистами, то есть не будет считаться легионером. Вы знаете, что в Италии есть запрет на регистрацию футболиста не из Евросоюза в команды серии B и C. Но этот запрет не действует на команды серии A, серии D и серии C. Соответственно, это один из путей для того, чтобы привести российского парня, занимающегося в университете, выступающего в футбольном клубе и впоследствии имеющего шанс заиграть в командах серии A, B и C.

Сергей: Мы просим вот этому каком-то молодому человеку с высоты вашего опыта дать какой-то интересный совет, которым он, наверное, смог бы воспользоваться и чем до улучшить качество своей футбольной карьеры.

Алекс: Скажу так, будьте уверены в своих силах и запомните то, что я говорю итальянским ребятам, когда привожу их на просмотры, то есть когда я отбираю их из других клубов и привожу в свой, я говорю: «Вы сюда приглашены не потому, что вы являетесь Месси или Криштиану Роналду, вы сюда приглашены потому, что вы Ивановы, Петровы, Сидоровы, вы те, кто есть по-настоящему, но помните, в Италии есть такая фраза: “Имя на футболе нужно заслужить”.». Она объясняется: в Италии только в первых командах футбольных клубов пишется имя на футболке футболиста. Все другие команды, включая Ю-19, та самая старшая молодежная команда, не имеет имен на футболках, только номера. То есть, ты есть номер, а имя на футболке ты должен заслужить. Я и говорю: «Помните, кто вы есть на самом деле, и помните, что вы имя свое должны заслужить».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится