Роман Рогов: Европейский опыт детских игр российской школы

Мы поговорили с Романом Роговым, тренером футбольной школы Локомотив о его опыте международных турниров и том, как поддерживать форму в рамках карантина.

Сергей К: Как в период карантина удается тренировочный процесс поддерживать?

Роман: По тренировочным занятиям у нас есть определенные домашние занятия, мы выходим в платформу Zoom через 2-3 дня и занимаемся больше тактическими занятиями, историю футбола обсуждаем — некий урок футбола проводим. Распределились на 4 группы, чтобы было удобно для детей, чтобы концентрация внимания была достаточно хорошая, и по 40 минут мы выходим, как у них в школе, проводим урок футбола. Обсуждаем футбол через обратную связь, они мне что-то рассказывают, а я им показываю демонстрацию видео. В таком режиме мы проводим карантин.

Сергей К: Расскажи о своем приходе в тренировочную деятельность и роли спикера: когда, где выступал?

Роман: Работаю я тренером уже 8 лет, 9-й год пошел, это академия «Локомотив» уже 2 года. Работал с командой 2010-го года рождения, сейчас я главный тренер команды 2011-го года рождения. Также еще работал в старшей возрастной группе U17, U19 помощником тренера.

То, что связано с активной деятельностью – это все направлено на саморазвитие. В большинстве случаев я не спикер, я слушатель так же, как и все мои коллеги. Когда есть возможность, и люди заинтересованы в том, что я рассказал, я выступал дважды в Москве на конференциях и один раз в Санкт-Петербурге.

Сергей К: А какие темы были?

Роман: Первая тема, с которой я выступал в Москве, она была интересна для молодых тренеров – это путь от обычной детско-юношеской школы до академии, как он был пройден, какие шаги нужно было сделать. Вторая конференция была направлена на взаимодействие с родителями и использование соцсетей как мотивацию к развитию юного футболиста. Ровно год назад я в апреле выступал с этой темой, и сейчас эта тема очень актуальна, все сейчас делают челленджи, домашние задания. Тема оказалась актуальна. В Европе я собирал информацию, когда в России такого еще не было. И вот прошел год, и эта тема, с которой я выступал год назад, она сейчас очень актуальна и востребована. А в Санкт-Петербурге я рассказывал про методологию построения тренировочного процесса на базовом этапе.

Сергей К: Какие базовые вещи ты рекомендовал тренеру или школе делать в соцсетях, посредством чего эта коммуникация должна происходить?

Роман: По конференции годичной давности, там был момент взаимодействия с родителями и использования соцсетей в развитии юных футболистов. Мы должны понимать, что весь современный мир построен на соцсетях, на постоянном соревновании. И мы можем это использовать, мы все хотим, чтобы нам поставили лайк, чтобы нас оценили.

Из последнего яркий пример – это технический комплекс девятка, когда нужно было серединой подъема два раза ударить, внутренней стороной стопы, внешней частью стопы, бедром, бедром, головой. Ну и жонглирование снизу вверх, лесенка. У меня есть видео, как делал старший игрок 2005-го года идеально, я выбросил в сеть, что так может делать юный футболист, и наши мальчишки сразу кто-то дома это сделал, кто-то за городом у себя повторил на заднем дворе. Они друг друга подталкивают, выкладывая в определенную группу в Telegram, но это в большей степени пока делают родители. Когда футболист становится старше, мы также можем давать какие-то технические, практические задания, где они могут между собой соревноваться и друг друга мотивировать.

На этом была построена идея прошлогодней конференции, где мы рассказывали, что можно за счет этих рычагов, соцсетей, за счет лайков, что нас будут оценивать с хорошей стороны, подтолкнуть наших футболистов. Эти им интересно, они друг за другом следят, и будет внутренняя мотивация делать что-то лучше, совершенствоваться и становиться лучше.

Сергей К: Как народ принимал эту тему?

Роман: На конференции большой акцент был на взаимодействии с родителями. Очень понравилась идея, что нам нужно быть открытыми перед родителями, нужно давать всегда обратную связь и держать хорошие, профессиональные, дипломатичные отношения с родителями. Когда мы подняли тему взаимодействия в соцсетях, она не настолько активно интересовала людей. Кто-то уже пробовал этот способ, кто-то нет, и сейчас она очень актуальна. Если говорить по личному опыту, то у деток нет сейчас гаджетов, они маленькие, им 7-8 лет, а родителям это интересно, и они снимают. Это некая форма контроля опять же, и это подталкивает к тому, чтобы они совершенствовались.

Все принимают нормально, это современный мир, технологии, и я думаю, проблема в том – у кого-то один телефон, у кого-то другой. Все фиксируют, и это еще раз показывает заинтересованность родителей, юных футболистов в том, чтобы они становились лучше.

Сергей К: Что нового в тренировочном процессе ты ввел за последнее время?

Роман: Мы были на интересном турнире Ateitis CUP и видели очень хорошую команду «Feyenoord» из Голландии. И, пообщались и собрали некую информацию об академии, о работе 2011-го года, потому что очень понравилась команда, как взаимодействуют, как играют. Мы небольшую информацию у них узнали интересную и сразу интегрировали в тренировочный процесс. К примеру, у нас в тренировочном процессе нет манишек, у нас есть повязки на лбу, которые мы надеваем вместо манишек. Повязка на лбу, с помощью которой мы тренировочный процесс осуществляем: какие-то игровые упражнения, футбол, двусторонние игры. Мы все теперь делаем без манишек и тем самым искусственно подталкиваем футболиста поднимать голову вверх, увеличивать его объем внимания, некоторые когнитивные способности увеличиваем.

И это детям очень нравится, когда мы постепенно их к этому подводили, вначале это было только на двусторонней игре, потом в игровом упражнении, и потом постепенно начали вводить во всех упражнениях. Это развивает наших юных футболистов, дальше мы пойдем по новому пути: мы повязки уберем и добавим напульсники на локтях.

Сергей К: Как реагировали ребята на первой неделе тренировки, путались часто?

Роман: Им, во-первых, это очень понравилось, это было новое для них, интересное. Вначале были ошибки, некоторые игроки говорили: «Я вообще не вижу, кому отдаю мяч». Были такие игроки, но потом буквально через неделю-две юные футболисты адаптировались, и все получилось очень здорово. Когда повязки нужно было стирать, потому что гигиена, приходили в некоторых тренировках к манишкам, они задавали вопрос: «Где повязки?». Им настолько понравилась эта идея, и они как Черепашки-ниндзя бегают. Им нравится, и самое главное – мы видим и перенос в игру, потому что они начали быстрее оценивать игровую ситуацию, больше поднимать голову вверх, взаимодействовать, искать возможность для индивидуальных действий, искать пространство. Это инструмент, который сделал за краткосрочное время нас лучше, и мы дальше будем сидеть на этом, использовать данный инвентарь. Мы эту идею увидели уже и в российском футболе у Гончаренко в команде «ЦСКА» на сборах, у них специальные локотки разных цветов. Они тоже ушли от манишек, и в «ЦСКА» в главной команде они тоже используют данную концепцию.

Нам было приятно, что мы первые, наверное, в России это сделали, а потом мы это увидели на сборах у главной команды «ЦСКА».

Сергей К: А еще интересные были у них штуки, что ты подметил у них?

Роман: Они достаточно эмоциональные. У них сын Дирка Кюйте играл с левого фланга, очень яркий мальчишка. Видна селекция: у них есть ребята габаритные, темнокожие. Выстроена игра очень здорово с точки зрения коллективных действий, очень здорово они играют, тактически понимают, что уже нужно делать в той или иной ситуации, очень зрелый футбол демонстрируют. Но здесь мы, пообщавшись, взяли от них то, что они очень много обращают внимание на сознательность футболистов, они подталкивают футболистов с точки зрения тактики понимать, что происходит на футбольном поле. Они дают сами установки на игру, некие рекомендации друг другу, подсказывают, жестикулируют на футбольном поле, и мы это тоже взяли у них на вооружение и постепенно это внедряем в меру особенностей менталитета русского человека и русского ребенка. Это тяжело, мы немного стесняемся, но нужно время, и я думаю, что в этом есть идея. И она подталкивает и тренеров развиваться, и наших футболистов в первую очередь, потому что это интересные мысли.

Мне очень понравился именно рисунок игры данной команды. Помимо коллективных действий, были еще индивидуальные яркие действия. Команда даже не выиграла турнир, в итоге мы повыше, чем они, оказались в рейтинге, но сам рисунок индивидуальный, у них яркие, хорошие ребята. Мне понравилось, мы пообщались с тренерами и много интересного узнали у них.

Сергей К: Какая твоя рекомендация будет тренеру детской футбольной школы именно по поведению?

Роман: По европейским коллегам: мы видели и испанцев, и англичан — они спокойны в тех ситуациях, когда все хорошо. Когда мы играли с «Манчестер-Сити», и мы вели в счете 2:1, в итоге мы выиграли, но там такой был футбол достаточно активный с ведением единоборств. В последние 10 минут, у них большой тренерский штаб, около 3 тренеров, они уже бегали по всей бровке, подсказывали, гнали, спорили с судьями. Мы все люди, был эмоциональный матч, очень интересный. Мы тоже проявляли некую активность. Некую корректировку мы можем вносить, поддавать некие эмоции, подбрасывать дровишки, но тут момент того, что важно делать работу перед игрой. Самая важная игра – на тренировочном поле. В игре мы можем делать корректировку, мы можем дать какой-то совет, но даже возвращаясь к опыту игры с «Манчестер-Сити», там матч был настолько антуражный, что игроки даже не слышали, когда была смена шестерок, потому что весь стадион поддерживал и «Манчестер-Сити», и нас. Антуражный матч, он настолько был эмоционален, что игроки в порыве страсти игры не слышали, что нужно сделать смену. Впервые за 8 лет такое в моей карьере случилось.

По поводу поведения, здесь очень важно чувствовать команду, возраст. Если это 6-7 лет, то можно дать определенную эмоцию, тонизировать их немного, но важно дать им самим принимать решение. Они должны чувствовать игры. Мы можем где-то их направлять, должна быть корректировка каких-то действий, в первую очередь индивидуальных и лучше в индивидуальной беседе.

Важно чувствовать игру, и это приходит с определенным опытом. Дети тоже это чувствуют, когда тренер по-хорошему их подгоняет и когда отпускает. Здесь зависит от одного определенного матча. Нет такой формулы, что надо либо только подсказывать, либо только не подсказывать, мы использовали разные способы и некий баланс находили. К каждому матчу, соревнованию, турниру, должен быть индивидуальный подход.

Важно не сидеть на джойстике, должна быть мотивация, похвала. В нашем стиле это похвала на индивидуально яркие действия, на точные передачи, на креативные действия, на игру под давлением, когда игрок нестандартно принял решение. Вот за это игрока мы будем хвалить, выражать эмоции в разной степени. Это нравится игрокам, это их заряжает. У них может выработаться определенный стереотип, что они делают хорошие действия, и их хвалят, и они будут еще стараться делать эти действия.

Если что-то не получается, то ни в коем случае нельзя ничего говорить вообще, акцентировать внимание. Это очень важно, это тоже с опытом пришло. Вообще не нужно ничего говорить игроку, особенно, если это отборные игроки, которые уже немного сознательные и понимают, что такое футбол. Если им 8-10 лет, они понимают, что такое игра, и если они, как мы говорим, «привезли», то они это знают сами. Мы сами работу над собой проводим. Я снимал на видео, как я руковожу командой, это очень важно: где-то посмеялся, где-то расстроился — но это дает определенную пищу для размышления. Опять же, мы можем ничего не сказать на ошибку, но неправильно среагировать: схватиться за голову, сбросить руки. Мы должны быть спокойны, ничего совершенно не происходит.

По личному опыту, когда он совершает ошибку, я могу сказать, что все хорошо, пытаться сбросить с него эту ответственность, но тем самым я понимаю в дальнейшем, что это тоже ошибка, потому что он в любом случае чувствует, что я на этом акцентировал внимание. Лучше, когда что-то критичное происходит на футбольном поле, просто это проигнорировать, не дать вида визуально и не сказать ничего. Потом индивидуально, если есть видео, мы сядем и разберем, мы обсудим, он сам мне расскажет, потому что это очень важно, игрок должен ошибаться.

Последнюю информацию у Евгения Калешина в интервью услышал, хорошие цифры он сказал по поводу того, что игроки должны ошибаться. Есть статическая информация, что, если мы хотим игроков, которые будут связывать свою жизнь с профессиональным футболом, они до 10-11 футболов должны 60% своих игр проиграть, и тем самым они будут на своих ошибках учиться. Здесь мы спокойно на это реагируем, мы пытаемся сами развиваться в этом направлении, но модель управления командой должна присутствовать, не должно быть некоего игнора, когда тренер полностью игнорирует. В детском футболе нужно давать эмоцию, они подпитываются за счет вас, и часто бывает, что внутренний эмоциональный фон команды – это отражение тренера. В детском футболе это часто бывает, и они сами знают, что наша команда – это мое лицо.

Сергей К: Каким образом готовились к игре с «Feyenoord», «Сити»?

Роман: Мы прошли уверенно группу, и мы вышли на «Манчестер-Сити» в четвертьфинале, они к этому матчу уже ментально были готовы. Не было никакой накачки, некий был индивидуальный тактический подсказ. Мы проанализировали соперника, что быстрые крайние нападающие, мы дали рекомендацию индивидуально тактическую, но накачки определенной, что это «Манчестер-Сити», это матч всей жизни, мы не делали. Потому что они сами это знают, они мотивированы. И, конечно, некоторые игроки поплыли, это нормально, это опыт.

Кто-то себя проявил очень здорово, кто-то хотел очень сильно себя индивидуально проявить, кто-то хотел выиграть, кто-то хотел просто в этом матче поучаствовать, но какой-то дополнительной накачки не было. Была стандартная установка тактического плана, мотивационного плана не было. Они выходят, у них есть определенные кричалки, песни, они друг друга мотивируют, поют, они заряжены.

Я скажу, что мы открыли счет на 45-й секунде, мы очень активно, агрессивно начали, забили гол сразу же в первой атаке, и потом игра была уже равная. Там был такой детский футбол, что определенного рисунка ни мы, ни «Сити» не показали. Было много борьбы, много желания себя проявить и с нашей стороны, и со стороны англичан, потому что антураж матча был высочайший. Это был как финал, потому что друг друга не было слышно. Это было здорово, мы себя почувствовали, как тренеры профессиональных команд, участвующих в матчах, где 60 тысяч болельщиков приходят на заполненный стадион. Это колоссальный опыт, который они получили, и я считаю, что это поможет им в дальнейшем развиваться.

Сергей К: Руководство требует результат здесь и сейчас, насколько это ограничивает тренера в творчестве?

Роман: Этот вопрос нужно адресовать руководству. В детском футболе у нас должно выходить на первый план развитие игрока. Мы должны доносить это до руководства: какой может быть результат у 7-13 лет и дальше, если мы войдем в этап специализации, совершенствования, там все направлено на то, чтобы развивать игрока. Конечно, бывают требования, но здесь тренер должен включать все ресурсы с точки зрения индивидуального развития. Мы должны четко понимать, что, если мы будем индивидуально сильнее технически, тактически, в какой-то степени физически мы должны быть более быстрыми, более ловкими. Мы на это можем влиять, и если мы в комплексе сможем совершить такую работу, то результат придет. Может быть, в начале пятыми, третьими, но в итоге этот результат придет. Если руководство требует здесь и сейчас, то нужно объяснять, что это дети, их развитие нелинейное, что мы можем форсировать физическую подготовку, но даже с форсированием физической подготовки этот результат не всегда можно добыть.

Это неправильный путь, это путь не развития, мы просто навредим детям, и они не свяжут свою жизнь с профессиональным спортом и вообще со спортом, потому что, если будут форсировать физическую подготовку, то игроки просто заканчивают: у них возникают функциональные проблемы со здоровьем. Тренеры могут их покалечить, если будут форсировать физическую подготовку для того, чтобы добиться результата.

В остальном техническую, тактическую, индивидуальную подготовку, на это может влиять тренер, но для этого нужно время в любом случае. Сейчас результат невозможен. Многие об этом говорят, но мы работаем во всех уровнях сегмента детско-юношеского футбола: и в обычной государственной школе, и в академии школы «Балтика», и работая сейчас в академии – я нигде не сталкивался, что нужно выиграть. Нигде таких установок от руководства я не слышал, наверное, это присутствует, все об этом говорят, но нужно системно к этому вопросу относиться, может быть, убрать выполнение нормативов по итогам результатов, премирование. Наверное, нужно премирование по итогам того, что ваш юный футболист станет профессионалом. Может, он не станет игроком Премьер-Лиги, но он станет игроком 2-й лиги того города, где вы тренируете, вот здесь нужно премирование. Потому что результат сиюминутный вредит нашим футболистам, он закрепощает наших игроков, и тем самым мы лимитируем их. Так что здесь нужно время, терпение и мастерство тренера, и понимание руководства.

????????????????????????????????????

Сергей К: Как стать хорошим детским тренером? 5 ключевых советов какие бы ты дал тренеру для того, чтобы двигаться хорошо по своей карьере?

Роман: Первый самый главный совет – полностью отдаваться тому, чем вы занимаетесь, быть сфокусированным на детском футболе. Сейчас мы видим в реалиях карантина, все очень сильно стремятся в профессиональный футбол, все анализируют профессиональный футбол, дают советы, как нужно работать в профессиональном футболе. Но если мы посмотрим, кто это делает, то это тренеры, работающие с детьми 7-12, а кто-то и 4-12 лет.

Если мы занимаемся с детьми, то очень важно полностью концентрироваться на детском футболе, и это лично мой опыт. Я практически не смотрю большой футбол, я могу смотреть только главную команду «Локомотива», это мне интересно, и я могу смотреть молодежную команду «Локомотива». Но я практически не смотрю топовый футбол, даже Лигу Чемпионов, это изредка, потому что нет времени, даже нет особого желания, потому что это не приближено к тем реалиям, в которых я работаю.

Я сейчас работаю с 2011-м, моим футболистам 9 лет, и я смотрю, как играют 9-летние в Бельгии, как играют в Голландии, Испании, в Германии, в Латинской Америке. Мне это интересно, потому что есть определенные ориентиры на игроков, на стиль футбола, нам интересно это анализировать, брать некие модельные характеристики оттуда. Я полностью сконцентрирован на этом, это моя среда, в которой я буду формировать своих игроков, и мне это интересно.

Второй совет – это стараться постоянно развиваться, искать информацию, спрашивать мнение опытных коллег. Незазорно должно быть для молодого тренера пойти и спросить у коллеги, потому что тот же Александр Юрьевич Тарасов, который задал вопрос, часто с ним советуюсь, отправляю определенные видео, подхожу, могу в 12 ему позвонить, по 2011-му году мы можем что-то обсуждать. Мне интересно его мнение, потому что он более опытный, уже долго работает с сегментом талантливых, отборных детей. Тому же Александру Анатольевичу Кудинову могу позвонить, Сергею Александровичу Клочкову, более старшим коллегами, могу пообщаться с коллегами моего возраста. У молодых коллег всегда есть, что подчеркнуть, и эту зону роста нужно делать, обучаться, ходить на семинары, общаться с коллегами, узнавать их мнение по тренировочному процессу, по той игре, которую показывает ваша команды, дети индивидуально. Это всегда сможет вас подтолкнуть к определенному росту, это очень важно, потому что без этого мы будем стоять на месте, это второй совет.

Третий совет – это искренняя любовь к футболистам, с которыми вы работаете. В реалиях внутренних академий, работая с 2010-м годом я полностью отдавался и любил каждого футболиста. И они когда уже стали постарше, бегут до сих пор обнимаются, здороваются, то же самое 2011-й год. Нужно любить своих футболистов, каждого игрока, с которым вы работаете, это тоже рекомендация, потому что только так вы будете развиваться, будут развиваться ваши игроки, и вы будете развиваться в футболе. Тогда эти три совета могут помочь молодым тренерам стать лучше.

Сергей К: Какими аналитическими средствами пользуешься для контроля тренировочной, соревновательной деятельности?

Роман: Для того, чтобы делать себя лучше и анализировать тренировочный процесс, я купил штатив и снимаю тренировочный процесс и его разбираю: упражнения, видео. Пока это не в идеале, потому что это в любом случае камера телефона, она не настолько дает общую картину, которая нужна, но опять же некая пища для размышления поведения во время тренировочного занятия, как я объясняю упражнения, как я демонстрирую упражнения – это открывает зоны роста.

Второй момент по софту, который я использую – это «Tactical Adventures». Я написал на официальный сайт данного софта, кто его изобрел, и попросил пробную версию. Они пошли на встречу, дали пробную версию на 60 дней во время карантина, и я ее осваиваю. Это очень серьезная графика, ее используют на «Матч ТВ», очень тяжелая графика. Во-первых, нужен хороший компьютер, хорошие знания компьютера и достаточно много времени. Чтобы сделать ролик на 15-20 секунд, у вас уйдет около 1-1,5 часа для того, чтобы это все сделать качественно, красиво. Некую базу видео готовлю индивидуально технико-тактического характера для юных футболистов. Потихоньку буду делиться ею в Instagram, может быть, людям это будет интересно.

Сергей К: Как тренеру переключаться? Игры и тренировки – большая психологическая нагрузка, что порекомендуешь?

Роман: Здесь индивидуально должен каждый тренер для себя определенную формулу выявить. Мы знаем, что Леонид Викторович Слуцкий выключает телефоны в день матча, после матча, он ни с кем не общается. Второй момент, который есть у меня лично – важно, чтобы у вас в семье был полный порядок, когда есть жена хорошая, когда есть друзья, с которыми можно переключиться.

Здесь у каждого все индивидуально. Если на ранних этапах карьеры я уходил немного в себя на достаточно долгое время, то уже с большим опытом я более спокойно через себя это все пропускаю, могу немного переживать, потом могу 2-4 раза посмотреть видео, сделать анализ игровой деятельности и успокоиться, потому что надо понимать: это дети, это детский футбол, и он непредсказуем. Линейного развития футболистов не будет, оно нелинейное, всегда будут спады и подъемы, и здесь важно, чтобы мы на это спокойно реагировали. Важно, чтобы был порядок в семье – порядок в голове.

Сергей К: С помощью каких упражнений можно оценить уровень координации у ребенка?

Роман: Мы четко должны понимать, что за счет подвижных игр. Есть определенная база, порядка 10 базовых подвижных игр, в которых мы можем понять координационные способности, насколько футболист ловкий, потому что это самое главное качество для футболиста. Например, обычный Чай-чай-выручай, салочки, деды морозы – разными вариантами они могут называться, все тренеры про эти игры знают, и мы в этих же подвижных играх обращаем внимание на координационные особенности юных футболистов. Есть определенные эстафеты координационного характера, где нужно в соревновательной форме выполнять разные действия.

Либо в эстафетах, либо в подвижных играх мы оцениваем координационные способности юного футболиста, но это на этапе 6-8 лет. Если мы говорим сейчас, 9 лет, 2011-й год, в большей степени мы уже обращаем внимание на игру: мы дадим 1 в 1, 2 на 2, 3 на 3, разные виды футбола. Понятно, до этого мы посмотрим, как он будет себя проявлять в координационных способностях, а потом больше будем делать акцент на игру.

Опять же, если взять европейский опыт, то всеми любые испанцы, они также больше внимания обращают игре, даже не давая подвижных игр. У них дни отрытых дверей, отборы проходят просто в футболе. И я скажу, что футбол у них в больших группах: 3 на 3 – это минимальные группы для самых маленьких, в большинстве случаев это 5 на 5, 6 на 6, они запускают их в игру в футбол и смотрят, как они играют. Это могут быть не 15 минут, а около 20-50 минут, 1 часа, может, 1,5 часа. Большое время, чтобы ребенок смог себя проявить, а уже тренеры, селекционеры, методисты оценивают потенциал того или иного футболист через игру в футбол.

Эта советская школа, как было раньше, когда тренеры ходили по коробкам и искали детей, которые могут играть в футбол со старшими, со своими ровесниками, с друзьями. И были такие случаи, когда из коробки брали полсостава, кто живет рядом с домом, с районом, и все эти ребята становились футболистами. Все то же самое, просто они организовывают это в днях открытых дверей.

Сергей К: Селекция и тренировочный процесс в академии в каких долях?

Роман: Здесь мы должны четко понимать, что селекция в профессиональном футболе, а в любом случае, мы — профессиональная академия, мы будем проводить селекцию, отборы. Сейчас современные тенденции нас подталкивают к тому, чтобы увеличивать команды, чтобы это было не 2, а 3-6 команд. Это все в зависимости от финансовых возможностей для того, чтобы не ошибиться, чтобы взять максимально много ребят и их воспитывать, тренировать и обучать.

Если мы возьмем личный пример, то у нас две команды по 14 футболистов, плюс у нас есть ребята с регионов, которые к нам приезжают, которых мы ведем, с тренерами которых мы ведем общение из регионов, с родителями. И эти мальчишки приезжают на недельные тренировочные сессии и на какие-то турниры, соревнования, игры для того, чтобы мы их вели, чтобы они чувствовали себя в «Локомотиве». Они болеют уже все за «Локомотив», уже при клубе, но они не переезжают, они приезжают на недельные сессии раз в квартал, в 2-3 месяца.

Мы должны точно понимать, что одно без другого не будет существовать, методика и селекция должны стоять на одной ступени. Об этом говорят уже во всей Европе: и в «Бенфике», и в «Атланте», и тот же «Аякс», и «Барселона» — все самые известные академии, у них игроки со всего мира приезжают в эти академии. Здесь мы должны четко понимать, что мы заложники той ситуации, что мы тоже проводим активную селекцию. В рамках России она немного ранняя: мы в 8-10 лет можем вступать в эту конкуренцию, искать игроков. Может быть, это немного рано, но опять же мы должны четко понимать, не мы эти правила делаем, мы всего лишь заложники того, что происходит на футбольных полях.

Лично по своему примеру я активно занимаюсь селекцией. Это реалии современного футбола, это реалии того, что мы конкурирующие фирмы, мы можем предлагать что-то, делать лучше что-то, и тем самым привлекать к себе внимание. И только из-за этого могут выбрать «Локомотив», потому что мы можем делать что-то лучше, чем другие.

Сергей К: Как попасть в команду 2011 года «Локомотива» непосредственно к тебе?

Роман: Я провожу некую активную кампанию в соцсетях: в Facebook, в Вконтакте, в Instagram – я выкладываю информацию о том, что можно связаться со мной, направить мне определенные видеофайлы игры ребенка. Потому что, если мы говорим 6-8 лет, здесь детки практически все одинаковые, кто-то больше футболом занимался, кто-то меньше. Здесь мы будем смотреть на их двигательную активность, на их физиологию, понимание игры, мышление, но они пока ничего не умеют. Сейчас мы уже достаточно многому научились, и в 9 лет мы будем уже смотреть на игру и в первую очередь на мышление, на технику. Да, есть физиологические качества: он должен быть ловкий, в какой-то степени быстрый – но на антропометрию мы не обращаем внимания, потому что мы ждем юных футболистов: кто-то маленький пока, кто-то средний, кто-то большой. В первую очередь – это мышление, понимание игры в футбол, оно выходит на первый план.

И здесь можно связаться со мной, отправив видеоматериалы, анкету о тренере, чтобы я связался с тренером, пообщался. И если эта анкета меня заинтересует, я могу пригласить ребят, если это ребята с региона, на недельный просмотр без всякого давления, потому что мы понимаем, что идет накачка от родителя, что для юного 8-9-летнего футболиста это огромный стресс. Мы дадим полностью себя проявить в двух командах, дадим игровую практику. Я даже сразу даю тренировочную футболку ребенку, который приезжает на просмотр, чтобы он чувствовал себя в команде.

По личному опыту, когда я был футболистом и приезжал куда-то на просмотр, всегда ты выделяешься экипировкой, немного себя чувствуешь не в той тарелке. А когда тебе уже дали экипировку, ты уже чувствуешь: «Все нормально, я раскрепостился». И по личному опыту я это перенес и детям, когда у нас какая-то возможность есть, я могу выдать х/б-шную футболку, он ее оденет, и он вроде в футболе «Локомотива», ему стало легче. Ребята лучше его принимают, и он может себя спокойной реализовывать в тренировочном процессе.

Но это для региональных ребят. Для ребят, которые у нас в Москве, Московской области, мы всегда открыты, с нами можно связаться, у нас есть конкурсные отборы. Я надеюсь, что после пандемии у нас будет конкурсных отборов больше, я инициатор того, чтобы проводить дни открытых дверей ежемесячно, даже для команды 2011-го года. Для того, чтобы мы максимально много ребят посмотрели, попробовали провести хорошую селекцию, чтобы дать всем ребятам шанс стать футболистами «Локомотива». Мы открыты, но опять же нужно четко понимать, что уровень команды достаточно высокий, но здесь надо здраво оценивать и свои силы, потому что команда у нас очень хорошая, любимая, но двери в нее открыты.

Сергей К: Какое твое отношение к когнитивным тренировкам?

Роман: На начальном этапе 6-8 лет это индивидуально можно реализовывать в тренировочном процессе с точки зрения использования цифр, цветов, дополнительных предметов, теннисных мячей, увеличения двигательного фонда футболистов, мыслительных действий, тренировки кратковременной памяти, действия одного и второго полушария мозга одновременно для того, чтобы юный футболист развивался. Когда мы говорим про 9 лет, мы этот этап уже перешли, то здесь мы используем когнитивные тренировки посредством повязок, определенных упражнений на мыслительные процессы, когда мы можем остановить игрока и задать ему быстро вопрос: сколько партнеров слева, справа, сколько соперников, сколько треугольников — на восприятие футболиста в той или иной ситуации, насколько он быстро может соображать, свои когнитивные способности включать. И здесь разные упражнения: когда он оборачивается за спину, делать стоп-кадр, используя стоп-кадр мы можем различные упражнения использовать.

Я считаю, что это хорошее направление, но оно четко сконцентрировано на индивидуальности, мы не можем эти тренировки интегрировать в наши тренировочные занятия постоянно, потому что достаточно большое время мы будем на это тратить. В реалиях детско-юношеского футбола у нас есть 2-3 тренировки в неделю, и нам нужно заниматься обучением, закреплением тех или иных технических приемов, обучению тактической индивидуальной подготовки, и, помимо того, развитием физических качеств. Это больше индивидуальная работа.

Есть определенные приложения на компьютер, планшет, телефон, которые тоже можно рекомендовать юным спортсменам, тренирующие кратковременную память, и это опять же будет развивать наших юных футболистов, и тем самым они будут более обучаемы. Мы должны понимать, что за обучаемость футболиста отвечает кратковременная память, и если мы будем ее тренировать, то он будет более обучаемый, более восприимчивый к тем или иным требованиям тренера и требованиям игры. И он будет быстрее анализировать то, что происходит на футбольном поле.

Сергей К: Какая у Романа Рогова мечта, как у тренера в футболе?

Роман: Как сказал Станислав Саламович, наш главный тренер: «Мечтают девушки, а мужчина ставит цели». И если идти к этому, то цель – работать в профессиональном футболе, где я сейчас и работаю, с юношами, которые могут составить конкуренцию футболистам Премьер-Лиги. Работать с юношескими сборными, с сегментом профессионального футбола, но я все-таки ориентируюсь на молодых футболистов, на юношей. Развивать их и оставить после себя что-то в футболе. Мы должны понимать, что в наш футбольный век, как у футболистов, как у тренеров, он достаточно короткий. У нас есть 30 лет для того, чтобы после себя что-то оставить в футболе, и это самая главная моя задача. Это могут быть, в первую очередь, мои воспитанники, какие-то определенные результаты в дальнейшем, какие-то исторические результаты. Так далеко заглядывать в футболе тяжело, еще с тем, что происходит сейчас в мире. Вот такая цель, она глобальная – оставить что-то после себя в футболе, чтобы я был честен перед собой, когда мы все будем в конце пути, это самое главное.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится