Ринат Раимов: Ошибки футбольных школ на сборах для детей

Статья Рината Раимова (ФШ NGF), в которой он описал сравнение в подходах к футбольным сборам, между коммерческими школами и СДЮСШОР.

Меня зовут Ринат Раимов, я основатель школы NGF (New Generation Football). Пишу этот текст находясь на футбольных сборах в Сочи со своей командой U-8.

Атмосфера, созданная на известной футбольной базе, вдохновила меня на то, чтобы поделиться полезной информацией, которую накопил за 10 лет работы в детском юношеском футболе. Я расскажу о своем наблюдении, которое поможет нам выявить ошибки и покажет правильные направления. 

Полный пакет 

Этим летом мы в очередной раз поехали с командой на сборы во всем известные Сочи, с двумя полями и полным отелем юных футболистов. Команды были на любой вкус и цвет. Здесь тебе и турниры, и учебно-тренировочные сборы, футболисты разных этапов подготовки (возраста), коммерческие школы и СДЮСШОР. Из моего балкона открывался изумительный на всех участников этого футбольного праздника.

Все началось с простого тренерского любопытства. Я смотрел тренировки разных команд, сравнивал свою работу, искал глазами интересные упражнения или какой-нибудь авторский метод. Затем решил сфокусироваться на двух командах, чтобы противопоставить коммерческий и государственный подход. Хотелось понять, в чем же все-таки разница, выявить какие были поставлены цели, понять задачи этих команд. Взяв во внимание красивые рекламные лозунги коммерческих школ – “100% гарантия, что пацан прибавит за 10 дней”, было интересно, что реально дают школы на мероприятии? Несколько дней наблюдений и вот Бинго… мой личный вывод, максимально не притянутый за уши. Я постарался посмотреть на происходящее глазами родителей и детей.

Коммерческие школы на сборах

90% команд, что присутствовали на полях,  судорожно старались соответствовать своим рекламным щитам и выполнить обещанное. Однако я заметил тенденцию, которую назвал – «тренировка на ЧУЙКЕ». Отсутствие тренировочного конспекта. Со стороны всегда видно, готов тренер или придумывал ее на ходу. Я пытался разглядеть позитивную среду, но увидел обыкновенную пиханину и погоню за результатом, дабы выложить красивый пост о том, что мы хлопнули тут всех.

Этапы подготовки

Сложилось впечатление, что лицензии С и B просто взялись из тренда, гласящего о том, что лицензированные коучи фишка нашей школы. Либо коллеги просто прогуляли лекции Лексакова и Шагина.

Барьеры, лестницы, парашюты, все по прямой, все на максималках. А детям на секундочку 8-10 лет и они не любят напрягаться, они любят веселиться, для чего и существуют сенситивные периоды, постоянные изолированные упражнения, с учётом того, что игроки совершенно разного уровня. Как бы это ни звучало прискорбно, мне так и не удалось выявить, какой навык развивался у детей и на развитие какого физического качества уделялось внимание. 

В заключительный вечер, когда я смотрел с того же балкона, меня посетила мысль – “Нельзя объять необъятное за такой короткий отрезок времени”. Я наблюдал, как детей награждают сертификатами о пройденном лагере. Все было слишком намешано скомкано и не подготовлено. Конечно футболисты были счастливы и хлопали в ладоши. Но игроки не могут понимать, правильно их тренируют или нет, так же как и их родители.

СДЮСШОР

Если в первом случае, много инвентаря призов подарков и антуража, то в командах ДЮСШ, которые приехали на предсезонные сборы, все по классике. Тренер вроде готов, да и вообще, он уже все знает, напрягаться нет смысла. Тренировки максимально однообразные. Смотря на них, я вспомнил своё футбольное детство в 1997 году, а сейчас уже 2020. Ничего не меняется, беговые, квадратики, двухсторонка, побегали в горочку, сходили в дельфинарий и спокойненько отчалили побеждать на первенстве Москвы или края. Не меняется и подготовленность футболистов, а впоследствии и способность конкурировать наших отечественных футболистов другими странами. То что я увидел в тренировочном процессе школы среднего звена, навеяло ностальгию . Но затем появился лучик света на горизонте. Приехала женская команда “Чертаново. Дисциплина, позитивная среда (без внутренней  конкуренции), тренер готов ко всем тренировкам, постоянно подвижные игры, горят глаза и люди получают знания. Одним словом –  ТОП.

Тренерская трансформация

Немного предыстории. Моя футбольная карьера началась в 2011 году, я работал с командами ДЮСШ, много кричал, допускал все перечисленные мной выше ошибки, наступал на грабли футбольного тренерского ремесла, потом продолжал допускать ошибки в коммерческой школе. Слишком сильно свалившись на создание атмосферы праздника, нежели обучению игры в футбол. 

С января 2020 основал футбольную школу “NGF” (New Generation Football), что в переводе на русский язык «Новое Поколение Футбола», философия нашей школы простая, все дети достойны качественного обучения и должного отношения к себе. Принципы, которые я практикую, помогут тренерам в построении работы с командами и организации сборов, а родителям проанализировать, в каком месте сейчас тренируется их футболист и обеспечить ему дальнейшую перспективу в спорте. Шанса достойны все дети. 

Макроцикл годовой план подготовки 

Макроцикл – годовой тренировочный план подготовки футболистов, в контексте многолетней подготовки. Это необходимо для того, чтобы сравнивать результаты и динамику роста спортсменов, выявлять свои тренерские ошибки, менять и совершенствовать тренировочный процесс.

 Тренировочный конспект

Обязательное составление недельного тренировочного цикла помогает тренерам не сбиваться с курса. Только систематичность в преподавании  даст результат. На каждую тренировку важно иметь план. Подготовленность к тренировке сделает ее интересной и полезной.

Позитивная среда – метод преподавания 

Я для себя осознал, что метод преподавание должен быть исключительно позитивным, среда созданная для футболиста это, как бассейн с тёплой водой, из которого не хочется вылезать. Не кричим на детей, ни потому что так надо, а потому что понимаем, что крик работает против нас. Ребёнок и человек в целом, остро реагирует на критику. Так вырабатывается комплекс и страх ошибки. Только фокус на правильное выполнение. Например, 10 человек выполняют упражнение, мы не ругаем одного, указав на ошибку, а хвалим мальчика, у которого получается, тем самым остальные 9 начинают смотреть в сторону лучшего и старание возникает само собой.

Этапы подготовки и тестирования 

Тестирование помогает тренерскому составу, а в дальнейшем и родителям, понимать динамику роста своего футболиста. Для каждого этапа подготовки свои особенности. О них можно узнать из специальной футбольной литературы (книга «Футбол» Кузнецов А.А.). Тестирование технических навыков, можно организовать в игровой форме, в виде прохождения станций. Тренеры при этом делают свои отметки в блокнотик. При составлении и написании тренировочных циклов важно учитывать возраст и не форсировать события. В коммерческих школах нет давление на результат, спешить некуда, можно не торопиться.

Организация сборов – цели и задачи 

Даты сборов должны быть запланированы заранее, составлена программа, оговорено меню питания с участниками сборов и принимающей стороной. Необходимо продумать досуговую часть, которая также относится к тренировочному процессу и способствует формированию позитивной среды. Большое количество задач в одни сборы впихивать не стоит.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится