Футбольные дебаты: Метод Коджи, когнитивные тренировки, дворовый футбол, нулевая тренировка, развитие детей 6-7 лет

Состоялись интересные дебаты ведущих детских тренеров: Александра Тарасова (ФШ “Девятка, ФК “Локомотив), Владислава Босинзона (ФШ “FFC”) и Егора Багнова (ФШ “Вамос”). Вас ждет интересный спор про подходы у тренеров.

Сергей: Расскажите о себе.

Александр Тарасов: Руководитель ФШ «Девятка», мы открылись в 2016 году. У нас возраста с 2006 по 2015. Работаем, тренируемся, участвуем в Кимберли. Профессиональный стаж – с 2005 года работаю тренером.

Егор Багнов: Главный тренер и организатор ФШ «Вамас», мы открылись совсем недавно, после Нового года. У нас тренируются ребята с 2008 по 2014 год. Опыт работы в топ-академиях и коммерческой школе – 10 лет.

Влад Босинзон: Тренер ФШ «FFC» с 2010-2011 года. Также руководитель вратарской школы, у нас есть игроки, которые сейчас выступают в Премьер Лиге: Егор Шамов, Давид Юрченко. В этой школе я работаю около 5 лет.

Сергей: Возраст 6-7 лет. Хотелось бы узнать, как вы можете охарактеризовать этот возраст?

Влад Босинзон: Возраст 6-7 лет, возраст начальной подготовки, здесь мы закладываем любовь к футболу, обучаем правилам игры, закладываем какие-то технические навыки, технику передвижения, приставной шаг, бег, остановки, повороты за счет игрового метода.

Егор Багнов: Хотел бы отметить, что это уже переходный этап. Сейчас в футболе ранняя специализация – отдают и с 3-4 лет в футбол. Это больше спортивная подготовка с мячом в ногах, но, тем не менее, ребята, которые к 6-7 годам уже 2-3 года занимаются, для них можно придумывать что-то интересное, давать специализированные упражнения, прорабатывать технику. В этом возрасте главный акцент стоит делать на технической подготовке, индивидуальной силе футболиста. О тактике, расставлениях на поле говорить еще рано, потому что амплуа еще ни у кого не закреплены. Основной акцент – индивидуальное развитие и техника. Это как ведение финты, так и передача. Все основы закладываем и закрепляем.

Александр Тарасов: Это очень благоприятный возраст для закладывания футбольного фундамента – физических, технических, психических качеств. Важно, чтобы ребенок был свободный, впитывал информацию с улыбкой, через игровой метод. Хороший возраст для обучения осознанной техники, как с мячом, так и без. Фундамент для закладывания таких качеств, как ловкость, быстрота, координация.

Сергей: Что-то будем еще добавлять?

Егор Багнов: Я бы добавил еще, что в этом возрасте помимо ловкости, быстроты, здорово развивается гибкость. Мышцы развиваются, они хорошо тянутся, поэтому нужно добавлять тренировки помимо футбола – акробатику, танцы, плаванье, спортивные единоборства. В футболе нужно закалять характер.

Александр Тарасов: Согласен с Егором, второй вид спорта необходим для развития физических качеств и отключения на другую деятельность. Никто из нас не знает, станет ли мальчишка футболистом, но спортсменом и всесторонне развитым человеком мы обязаны его сделать. До 12 лет второй вид спорта важен в развитии и становлении юноши.

Егор Багнов: Желательно этот вид спорта дополнительно менять периодически. Допустим, полгода танцы, полгода – акробатика. Потом легкая атлетика, плаванье для общего развития.

Александр Тарасов: Я бы еще добавил для родителей, что быстрота – это не значит, что надо брать детей и начинать бегать с утяжелителями. В быстроту входит быстрота одиночного движения, быстрота мышления, что я ставлю на первое место вообще. Родителям важно пояснить, что такое быстрота. Она заложена генетически и развивается по разным данным на 20%. Но есть элементы, которые развиваются – частота шага, быстрота мышления и т.п. Я бы советовал обращать внимание, когда ребенок быстро принимает решение. Это дороже, чем быстро пробежать отрезок.

Сергей: Переходим к тренировке. Тайминг, количество детей на человека и все основные моменты по тренировке для коммерческой ФШ.

Егор Багнов: По таймингу – 1-1,5 часа идеально для тренировки. По количеству дней в неделю – не менее 4 раз. Это может быть персональная плюс три групповые. Поскольку мы продолжаем индивидуальное развитие, я бы набирал не более 8-10 человек на одного тренера. Если мы берем футбол, как избранный вид спорта, мне кажется, сколько тебе лет, столько часов нужно уделить в неделю спорту. Плюс часовая из другого вида спорта.

Влад Босинзон: А мы не берем сюда игру во дворе?

Егор Багнов: Это дополнительная нагрузка, которая нужна. Раньше все в свободное время выходили во дворы и развиваться, даже без надзора тренера. Школа дворового футбола, особенно в Москве, уже почти не развивается.

Влад Босинзон: А если искусственно воссоздать двор?

Егор Багнов: Как вариант. Если родители понимающие и активные, желают это делать, то это будет огромным плюсом, как дополнительная нагрузка. Все олимпийские виды спорта плодотворно работают и дают результаты. Может, и в футболе стоит больше уделять времени. Дети быстро восстанавливаются после нагрузок, я считаю, большое количество тренировочного времени только на пользу пойдет.

Влад Босинзон: У меня немножко другое мнение. Если мы говорим про возраст 6-7 лет, то 4 тренировки в неделю будет много. Нужно разносторонне развивать детей. В Америке, например, дети развиваются несколькими видами спорта. В 12-14 лет определяются. Если он ходит 2 раза в неделю на футбол и 2 раза на хоккей и баскетбол, он не будет проигрывать тому, кто 4 раза играет в футбол. В перспективе, возможно, играющий в разные виды спорта, будет даже сильнее. По поводу искусственного двора, у нас действительно проблема с гаджетами. Но здесь зависит все от тренера: если он ленивый, то будет искать отговорки. А если он живет командой, можно найти двор и после тренировки играть.

Сергей: Присутствие тренера на тренировке не убьет атмосферу двора?

Влад Босинзон: Мы с нашей командой это делали. Отводили детей, брали родителей и просто разговаривали на расстоянии, а дети были полностью раскрепощены, потому что мы не участвовали в процессе.

Сергей: Тогда твой вариант тайминга это 2 тренировки по специализации и 2 тренировки другие + двор?

Влад Босинзон: Да. Максимум 3. По таймингу 1 ч 10- 1 ч 30 минут. Хочется добавить про олимпийцев, например, фигуристов. У них спортивный век короче, в 20 лет это уже ветераны. Футболист играет до 37 лет. Наша задача – довести до конца.

Александр Тарасов: Объединю 2 мнения. Я ориентируюсь на то, чтобы давать тайминг, нагрузку, количество и качество упражнений, исходя из уровня подготовки детей. Например, если группа 7 лет хорошего уровня тренируется, причем пару парней пришли со двора. Они не смогут выдержать ту нагрузку, которую мы даем привыкшим. Их надо будет отпускать с тренировки раньше. Надо подобрать время упражнения, метод и средства по уровню подготовки детей. Количество тренировок – то же самое. Моя рекомендация – 1 выходной, 4 тренировки тренер на поле, а с родителями нужно разговаривать, что если ребенок утомлен, оставьте дома. Тренировки от 2 до 4 раз в неделю с привлечением других видов спорта и секций. Я также против, чтобы ребенка с горящими глазами держать дома. Я за 2 часа тренировки тех детей, которые готовы их выдержать.

Егор Багнов: Да, в зависимости от готовности групп стоит разделять группы по уровню подготовки. Бывает, что в 8 лет только начинают заниматься футболом, а до этого были другие виды спорта. Тогда стоит отпустить в низшую группу по возрасту. Для ребят это будет интересная тренировка – поиграть со старшим.

Влад Босинзон: Тяжело прогнозировать, кто станет футболистом в 6-7 лет. Тот, кто поздний, ему действительно тяжело заниматься в сильной группе. Но если его до 12 лет довести, он потом раскроется.

Егор Багнов: Даже гипотетически группы могут поменяться местами. Просто на данный момент кто-то способен выдерживать сложные тренировки, а кто-то к этому только идет.

Влад Босинзон: У меня вопрос к Александру. Он говорит, что в зависимости от тренировки – от 2 до 4 раз. Возьмем академию Локомотив 2011 года. Они тренируются 2 раза в неделю, третья игра. Вы считаете, она не добирает?

Александр Тарасов: Думаю, да. Дети развиты физически, технически, я считаю. И если мы спросим в кулуарах, сколько бы Роман хотел тренировать свою команду, мы услышим истинный ответ. Я солидарен, что нужно вводить искусственные дворовые футболы – в Зените это уже есть. В Локомотиве называется игровой день

Сергей: Какие мы выделим блоки в тренировочной программе?

Александр Тарасов: Я бы выделил блок, которого нет в учебнике по футболу. Это то время, которое заполняется до начала тренировки. Тренер приезжает за час, готовит площадку, прорабатывает конспект. Я бы назвал этот блок «нулевым упражнением» для детей, которые приезжают раньше. Можно поставить площадку, дать индивидуальную работу, подготовить инвентарь. За счет малой интенсивности упражнений они готовятся, начинается первая часть подвижной игры, которая поднимает эмоциональный фон и готовит организм к работе. Также через подвижную игру можно внедрить те элементы, над которыми будет работа в тренировке. Второй блок – изолированные упражнения, с акцентом на обучение технике того или иного упражнения. А от изолированного перейти уже к игровому или в комплексе сочетать. Первая часть – без сопротивления обучение данному элементу. Третья – внедрение этого элемента в игровое упражнение в малых составах – 2 на 2, 3 на 3, где основное задание – это обучение технике элемента, который был в задаче. Дальше эти элементы мы должны внедрить в следующий блок – это игровое упражнение, групповое, уже большей численности, приближенное к футболу. Закончить тренировку футболом по правилам, в конце заключительная часть с итогами. Даем игру, но не эмоциональную, не интенсивную, чтобы ребенок вышел с тренировки с нормализированным пульсом. Даем игру на внимание, игру на стандартное положение. Заканчиваем на этом тренировку.

Егор Багнов: Можно сразу вопрос про нулевое упражнение. Не у всех коммерческих школ есть возможность за час до тренировки освободить поле. Как выйти из этой ситуации?

Александр Тарасов: Я считаю, что все зависит от тренера. В коммерческих клубах они более изощрены, креативны. Можно использовать время в раздевалке, как минитактическое занятие. Мы можем взять планшет, использовать гаджеты, фишки, бровочку, площадку рядом с манежем. А если мы говорим про улицу, то там времени достаточно. Зимой сложнее, надо выдумывать.

Влад Босинзон: Согласен с Александром, все похоже. Только единственное, я бы поставил обучение техническим элементам в начало, т.к. они и так приходят с повышенным эмоциональным фоном. В первой части можно поставить обучение техническим элементам. Но мы работаем в структуре креста, коджи. Всегда ставим 9 фишек и в них работаем. Также тренируется концентрация, объем внимания, переключение, синхронность требуем. Первое – нулевое упражнение, как сказал Александр. Потом технический комплекс в коджи, После подвижная игра. Следующее – игровое упражнение один в один, два в один. Завершаем игрой в футбол в малых составах.

Александр Тарасов: Есть ли какие-то минусы в разминочной части по методу Коджи?

Влад Босинзон: Я себя поймал на мысли, что если мы следим постоянно за синхронностью, то теряем интенсивность, что очень важно в тренировке. Нужно варьировать. Какую-то часть требуешь от ребят, чтобы делали синхронно – они при этом будут расширять объем внимания и концентрацию. Но когда ты видишь, что интенсивность упала, то нужно концентрировать, чтобы они делали быстрее. Если думаешь только о синхронности, падает интенсивность тренировки. А если варьируешь, то только плюсы.

Егор Багнов: Мы должны подбирать одинаково оснащенных футболистов.

Влад Босинзон: Да, мы делим группу на 2 уровня: 8 одного и 8 другого. Вариаций в методе Коджи много – от простого к сложного. Вижу много плюсов, потому что они становится коммуникабельны во время игры, переключают внимание. Это благодаря этому методу.

Александр Тарасов: Были ли подобные упражнения от начала развития советского футбола?

Влад Босинзон: Были. Скажу больше: упражнения с теннисными мячами, которые тренер из Локомотива показывал, тоже были. Просто их не было в структуре, не было системы. Возможно, не столько вариаций, но были. Футбол давно придуман, вопрос в системе.

Александр Тарасов: Я вижу набор систематично-шаблонных движений/упражнений, где дети выполняют синхронно. Это придумано давно. Дальше система зависит от мышления и творчества тренера. Не вижу, что дети в этом будут прибавлять. Вижу минус, что много времени на шаблонные упражнения, где у ребенка отключается игровое мышление.

Влад Босинзон: Ты говорил, что обучаешь изолированному техническому элементу. То в какой организации он обучается ведению?

Александр Тарасов: Я за то, чтобы это всегда менялось: через круг, квадрат, по прямой, с изменением направления. Начинать надо от простого, как только дети приняли азы, можно усложнять. Здесь нет предела для творчества тренера. Я за то, чтобы работа менялась. Минус в шаблонности.

Влад Босинзон: Он сконцентрирован на мяче, не включает свои когнитивные способности – он идет вперед и назад. Обучается элементу, но в игре не сконцентрирован.

Александр Тарасов: В парах на отвлечение внимания я могу добавить разные элементы. Для меня нет метода Коджи. Это структура, в которую тренер впихивает разные элементы, добавляя сбивающий фактор.

Влад Босинзон: Менее подготовленный сначала делает более простые упражнения, по готовности переводим в другую группу. Мне не нравится твой вариант тем, что ты бежишь по прямой, как пловец.

Александр Тарасов: К простейшему способу я могу добавить треугольник, квадрат, параллелепипед. Просто я не называю это каким-то методом. Мы делаем от простого к сложному, в зависимости от уровня готовности игроков. Какой эффект дает метод креста для воскресной игры?

Влад Босинзон: Переключение внимания.

Александр Тарасов: Может, он это стал делать, благодаря игре?

Влад Босинзон: Возможно, но мы строим тренировки на переключении внимания.

Егор Багнов: Как считает Александр, в этом возрасте стоит ли останавливать себя в развитии из-за синхронности?

Александр Тарасов: Моя мысль – дать то упражнение, которое я захотел.

Егор Багнов: Стоит ли на четверых это упражнение разбивать? Сильные вынуждены останавливаться.

Александр Тарасов: Мне не нравится шаблонность, алгоритмичность упражнений в четверках. Нам надо дать простое упражнение, чтобы ребенок понял. Долгое восприятие – это алгоритмичность. А футбол – это хаос творчества, поэтому синхронность действий – это не плюс.

Егор Багнов: Не представляю, на сколько синхронные действия полезны.

Александр Тарасов: Мы можем дать все, но должны понять, как это нам поможет в игре. Я за это. А изолированные упражнения нужны для понимания техники.

Сергей: Егор, твой вариант блочной системы.

Егор Багнов: Каждая тренировка должна включать не более 2 задач – главной и второстепенной. Принцип от простого к сложному: разминочное упражнение (не обязательно подвижная игра), начинаем с упражнения на технику. Потом уже можно дать подвижную игру, как переходящее упражнение после монотонной работы. Изначально техника (ведение, передача, перемещение) – вариантов много. Потом упражнения, приближенные к игровой деятельности (1 в 1, 2 в 2, в зависимости от задач тренировки). В конце либо игра в футбол, в зависимости от задач, либо футбол, приближенный к тому, что играем на выходных.

Сергей: Мы не сошлись в первом варианте, начале тренировки?

Егор Багнов: Начало можно варьировать, сделать через эмоциональный фон. Если было нулевое упражнение, поднятие эмоционального фона лучше сделать после монотонной работы.

Сергей: Саш, ты предлагаешь феерию у тренера. Реально ли твой подход к тренировке масштабировать?

Александр Тарасов: Важно набрать тренеров. Кадры решают все. Мне нужно дать парням посыл, а личные ингредиенты – это золото. Я за то, чтобы тренер мое перечеркнул полностью. Стараюсь научить тренеров доверять своим чувствам и эмоциям. Я против шаблонов и сложных алгоритмов. Я за то, чтобы постоянно все менять. Я говорю: идем от простого к сложному, от меньшего к большому. По задачам: мы работаем над обороной, атакой и только в третьей части недельного цикла – переход из обороны в атаку. Стараемся приблизить микроцикл к футболу. Я тренерам даю скелет, а они уже обставляют на него свои знания о детях. Тренер должен оперативно вмешиваться.

Сергей: Получается свою структуру передать другим тренерам?

Александр Тарасов: Конечно, получал звонки, когда «приходят на Тарасова». Огромное счастье, когда приходят своеобразные личности со своей харизмой. Я за то, чтобы они развивались вместе с детьми.

Сергей: По 2 упражнения в среднюю группу примерных или шаблонных?

Егор Багнов: Первое на технику. Много видео в интернете, например, методы Карвара – упражнения на месте с мячом, или танцы с мячом. Разными частями стопы, подошвой и т.п. Перемахи, переступы – на каждую ногу по 45 секунд. Если на обе ноги, то минуту. Разнообразить на подготовительную часть с техникой – выделить 10 минут, сделать 6-7 упражнений.

Сергей: Подвижная игра: какую бы ты выбрал?

Егор Багнов: Любят хвостики дети.

Сергей: Игровое упражнение?

Егор Багнов: Упражнение переходящее – начинают атаку 1-2 футболиста против двух обороняющихся. Его задача пробить по воротам. Если футболист смог сбить конус – здорово.

Сергей: Игра в футбол, игра в малых составах?

Егор Багнов: В зависимости от типа тренировки. Если это были индивидуальные, то футбол в малых группах. Если работа над передачами, то используем в формате 4-1, 5-1.

Сергей: Завершение тренировки.

Егор Багнов: Краткое подведение итогов, успокаивание. Беседа, игра минутка для подготовки к продолжению дня.

Сергей: Подвижная игра, эмоциональный фон?

Александр Тарасов: В подвижную игру стараюсь ставить то, что мы будем делать, задание. На поле есть линии – центральный круг, штрафная площадь. Добавляем своих линий из фишек. Он должен с мячом догнать других игроков – перемещаясь по линии, стараясь держать дистанцию. Мне нравится когнитив, но для меня это поднятая голова ребенка, когда он смотрит, чтобы не столкнуться. Подобного рода игра это салки на фигурах, в этом возрасте я бы поставил 2 фигуры. В подвижной игре самое популярное хвостики, их можно усложнить – 3 команды разного цвета. Или хвостики 1 на 1.

Сергей: Пример специализированного упражнения, которое может быть изолировано.

Александр Тарасов: Пытаюсь сделать из него игру, делаю микс. Верю в то, что игра учит больше, чем изолированное упражнение. Допустим, всем известная восьмерка. Они должны забить гол в маленькие ворота. Это можно делать в парах, тройках, колоннах. Добавляю концентрацию внимания и соревновательный эффект. Мое изолированное упражнение можно назвать игровым.

Сергей: Внедрение игрового элемента в игру.

Александр Тарасов: В изолированные хотелось бы отправить вариант эстафет и вариант городков. Дальше опять на творчество тренеров. Потом идет игра, приближенная к футболу, игроки делятся 1 на 1. Ставлю коридоры – кто первый забьет гол. Использую игру, где присутствуют стандартные ворота или четверо маленьких. Следующий блок – 2 на 2, 3 на 3. Игра, приближенная к футболу в малых составах. Даю задания, которые могут быть разные: коридоры, ограничения «две линии». Я за то, чтобы придумывать правила, за количество касаний в правильно выбранном векторе. Намного проще сказать обязательно пройти линию, но мы должны направить на то. Дальше футбол с заданием (линии, коридоры с премированием очками) и свободный футбол. В пн – футбол 1 на 1, 2 на 2. Среда – 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4, пт – приближение к игре.

Сергей: Завершение.

Александр Тарасов: Игра минутка, я ее модернизировал, сделал полминуты. Львиная часть моих тренировок заканчивается пенальти. Не забивший отправляется на второй круг.

Сергей: Вброс для тренеров.

Егор Багнов: Побольше футбольных упражнений. Нужно подбирать их под команду, под понимание упражнения. Смело меняйте если что-то не идет прямо во время тренировки, экспериментируйте.

Александр Тарасов: Продублирую, я за футбольные тренировки. Знаю, что не все уделяют внимание конспектам, я за планирование. Также мой совет: ориентироваться во время тренировки на эмоции ребенка. Как только он потух, меняйте упражнения. Я бы советовал делать конспект структурированным и комплексным.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится