Александр Тарасов: Как построить ТОПовую футбольную школу без оглядки на прошлое – ФШ “Девятка”

Александр Тарасов является законодателем трендов в российском детском футболе. Мы поговорили о построении сильной футбольной школы и методах, которые помогают ему побеждать в местных и международных турнирах.

Сергей: С нами сегодня Александр Тарасов. Футбольная школа «Девятка» — это культовый проект, который создался уже 3 года назад, но о нем знают не только в России, о нем знают уже во всем мире, потому что ребята много путешествуют. Сегодня мы с создателем, руководителем, старшим тренером этой команды поговорим и узнаем об истории их открытия, и что сейчас у них происходит. Когда создалась «Девятка», как она родилась?

Александр: «Девятка» создалась в 2016 году между сентябрем и октябрем. Я до этого работал в московском «Локомотиве», проработал 4 года в «Олимпе», 4 года в Волгограде. Создалась она на основе тех мыслей, которые мне дали учителя мои, воспитатели. Основную идею я получил от руководства «Локомотива» с 2012 года по 2016. Нашим спортивным директором был Файзулин Ильшат, он привез свою методику из Испании, внедрил ее в «Локомотив» и порядка 2-3 лет мы тренировались под руководством Файзулина, и мои мысли связаны с его шествием над нами.

Сергей: Ты пошел дальше, ушел из «Локомотива»?

Александр: Я ушел, когда уже не было Файзулина, пришло другое руководство со своими принципами, со своими методами, видением футбола. Немного у нас пошли разделения, и я захотел дальше работать, как меня учил Файзулин. Поэтому метод Файзулина я стал дальше внедрять в «Девятке».

Сергей: То есть, на тот момент, тебе очень нравилось, что привез Файзулин, его закрыли в академии «Локомотива»?

Александр: Его не то, что закрыли, просто люди стали работать по-своему.

Сергей: Что ты хотел сделать, ведь только начинались коммерческие школы, какова идея, концепция «Девятки»?

Александр: Изначально не прорабатывалась ни концепция, ни план развития, хотелось работать для души, для себя, в удовольствие. Хотел, чтобы у детей была свобода действий, чтобы дети улыбались на тренировках, хотел, чтобы они просто получали удовольствие от футбола, не загадывая, станут они футболистами или нет. И начали мы работать с индивидуальных тренировок, потом перешли на групповые тренировки.

Дети у нас первый год были их всех клубов, нас называли тогда сборной, и мы выступали «сборной солянкой». Но на 3-й год у нас 99% из всех детей своих, которые ходят только в «Девятку».

Сергей: То есть, дети вышли из СДЮШОР, из академий именно к вам?

Александр: Мы много общаемся с родителями на турнирах, на тренировках, и я считаю основной составляющей успеха – это найти общий язык с родителями. Но нашим родителям никто этого не объясняет, мало, кто разговаривает, кто знает, как правильно, как верно, и они ведут себя методом проб и ошибок. Я считаю, что основа – это общение с родителями. Доказывать им фактами, примерами, даже давая литературу, которую нужно прочитать. В основном родители, если не понимают, что делают, вредят детям.

И тогда многие родители приняли решение уйти из клубов и стали заниматься у нас, тогда у нас стали образовываться крепкие возраста 2007-й, 2008-й, 2010-й, образовался сильный 2012-й год.

Сергей: На чем базируется методология, которая является фундаментом «Девятки»: тренировочный процесс, персональный подход?

Александр: Не буду лукавить, скажу, что дети, которые пришли в «Девятку», уже были достаточно подготовлены. Мы не взяли детей с низким уровнем, без подготовки, делать из них звезд.

Второй метод успеха – у нас 90% упражнений – это игровые. То есть, мы весь тренировочный процесс проводим в игровой форме. Основаны они, чтобы дети принимали самостоятельные решения, чтобы дети были свободны в выборе решения, чтобы дети на тренировке думали и развивали себя. Сама игра чтобы заставляла их думать, решать проблемы.

Сергей: У тебя фундаментом является вот эта испанская методика, которую привез Файзулин?

Александр: Если мы вернемся к учебнику советскому, российскому, то там то же самое все. Просто Файзулин нам это объяснил, показал пример, как тренеру любить детей, как любить профессию. Я думаю, что больших различий между испанской методикой и российской нет. Если мы почитаем учебник, то игровая форма тренировочного процесса – основа.

Возьмем первое – игра «Американка» или игра «300». Что она формировала? Она формировала умение бить, то есть, попадаешь в перекладину – 100 баллов, у кого-то 1000 баллов. Тут уже численное преимущество, если мы играем в эту игру 3 на 3: один на воротах, два выскакивают — добивание обязательно. И в эту игру мы играли постоянно. Игра в навесы, ее тоже по-разному называют: развитие ловкости, умение дать головой. У всех по-разному называлась игра, когда мяч от стены отскакивает. Кто-то ее называет «игра в козла»: формировалось периферическое зрение, подход к мячу, попадание, точность, меткость.

Сергей: Что значит «тренер-друг» в «Девятке»? Что вообще значит тренер в девятке?

Александр: Благодаря турнирам европейским, в которых имел возможность играть «Локомотив», мы со своими коллегами увидели, что до 12-ти лет точно тренер ребенку и ребенок тренеру доверяет очень много. Вот эта шутливая форма общения побороться с тренером, подраться с тренером, она расслабляет детей полностью, и они могут полностью открыться в игре. Они не зажаты, не скованны. И эту форму общения с детьми мы привнесли в тренировки.

Мое мнение – 90% тренеров России – это тренер-диктатор: дисциплина, построились, смирно. Злостный дядька, который орет на детей и родителей. И родители говорят: «Смотрите, какой тренер у нас».

Сергей: Многие родители говорят: «Моих надо пожестче», — но по факту получается, что эта схема не работает? Или в каком-то возрасте?

Александр: Я думаю, надо найти золотую середину с учетом нашего менталитета. Я не могу сказать, что дети понимают этот формат общения, когда ты всегда улыбаешься, всегда для них друг, радостный. Все равно где-то приходится прикрикивать, приструнивать, находить золотую середину. Но то, что наши дети в играх зажаты и несвободны – это факт. И опять же, они зажаты от тренера, от родителей орущих, от самой обстановки. Они не кайфуют, они не любят футбол, они показывают то, что можно показать.

То есть, игрок сыграл пяткой или попытался пробить через себя – очень часто мы слышим гнев на это, потому что нужно сыграть проще, надежнее, во благо результату на табло.

Сергей: С какими командами играли, какие из клубов на тебя произвели наибольшее впечатление, и что вы подчерпнули интересного, путешествуя заграницу по крутым турнирам?

Александр: Не перечислить тех эмоций, которые мы получили от европейских топ-клубов. Но могу сказать, что не только «Ювентус» и «Ван-сити» очень популярны, очень приятное впечатление оставила школа «Динамо-Тбилиси», которая приближена к нам.

Играли с «Динамо-Тбилиси» с 2007-м годом, 2008-м, 2009-м, новый возраст сейчас открыли – 2010-й. «Динамо-Тбилиси» сейчас показывает очень красочный яркий футбол. Очень сильное впечатление произвела команда «Алтынорду» из Турции. Мы были на турнире по 2007-му году, «Алтынорду» мы не знали. Но когда мы пришли на поле, «Алтынорду» на голову всех сильнее технически по качеству ведения игры, по тренерскому составу. Они выиграли первое место, но дело не в месте, а в яркости футбола.

Почему привел именно эти два клуба – потому что никто не знал об «Алтынорду», и все можно изменить в любом клубе, чтобы он стал топовым.

А если мы уже говорим о командах, с которыми мы встречались: «Манчестер-Сити», все немецкие команды — все проповедуют традиционный футбол. Тренеры с детишками общаются, как с друзьями: нет строгости, крика нет, упора. Хотя немного замечены тренеры на своих эмоциях, но процент отношения.

Сергей: База все равно – это прививание любви к футболу, чтобы ребенок был раскрепощен на поле, и немного дисциплины?

Александр: Я могу сказать то же самое и говоря о нашей школе тренеров, где мы получаем все лицензии: с какой секунды тренер начинает подсказывать во время игры? Он начинает с первых секунд уже орать. Когда мы были на турнире в Германии, я шумел, честно признаюсь, хотел показать российский футбол с лучшей стороны. Мальчишки нервничали, переживали, и ко мне подошли немецкие коллеги и спросили, почему я кричу. Я сказал, что очень хочется, чтобы дети показали футбол. Они не понимали, почему я кричал. И когда мы через переводчика общались, они сказали: «У нас закон, нам нельзя кричать». Все тренеры, которые раньше кричали, они все ушли после принятия закона, что нельзя повышать голос на детей.

Но у нас в России есть пример: команда называлась «Гэлакси-Самара», участвовали они по 2010-му году в манеже «Чертаново». И тренер этой команды самарской не крикнул ни разу. Результат, если я не ошибаюсь – первое место. Мы к нему подходили, старый дедушка, говорит: «Ну а что я могу подсказать? На тренировке я тренирую, требую, но, когда они играют, они должны учиться, обучаться, они должны творить, выбирать». Это сложно у нас в России из-за требования школ, директоров. Даже если не обвинять директоров, это требования самих родителей.

Не раз сидел на турнирах «Кимберли» в гражданской одежде между родителями, каждый родитель подсказывает. Всегда ребенок что-то должен.

Сергей: Расскажи пожалуйста про тренировочный процесс: как он строится, разминка, основная часть, игра?

Александр: Когда я скажу информацию про тренировочный процесс, никто не поверит, что это действенно. По времени практически все игра. Мы выбираем в разминке подвижные игры.

Первая игра, самая любимая моя – хвостики, мальчишки вставляют хвостики себе за шорты. Но здесь обязательное условие, чтобы было не два команды, не каждый сам за себя, а три команды: синие, зеленые, оранжевые. И ты детям во время игры, помимо узкой направленности выдернуть хвост, что все дети понимают и очень любят, с азартом играют, дальше стараешься запутать или взорвать мозг, заставить думать. Простейшее задание, допустим: сегодня синие должны выдернуть хвост у зеленых, зеленые у оранжевых, оранжевые у синих. И ребенок начинает крутить головой, следить за своим цветом и путаться, потому что на поле 3 отвлекающих цвета, отвлекающие партнеры, плюс он бегает, он двигается. Первый раунд во всех возрастах, во всех группах каждый дергает любой хвост, даже у своего игрока. Второй, третий раунды они уже начинают соображать, и тут же ты меняешь условия. И опять он получает информацию, пытается во время игры его решить.

Также, как нас учат: «Делай тренировку через призму игры. Делай тренировку так, чтобы она олицетворяла саму игру в футбол». Не надо ничего придумывать сверхъестественного, нефутбольного, надо просто отбросить все лишнее и оставить то, что помогает в игре.

Поэтому начинаем тренировочный процесс с подвижных игр. Мой коллега подсказал мне супер-игру, где четыре зоны мальчишек, в правом, в левом, в дальнем углу лежат фишки: две синие, две оранжевые, две зеленые — в каждом углу у каждой команды. И задание игрока – набрать по команде тренера 3-3-2 комбинацию. У них лежит по две, а набрать надо 3 желтые, 3 синие и 2 оранжевые. Но брать можно только одну фишку. И дети начинают без мяча, иногда с мячом, крутить головой, у кого украсть эту фишку, какой не хватает у тебя для комбинации, и ребенок одновременно и считает, и одновременно смотрит, какого цвета не хватает. Плюс у него могут эту фишку украсть, и они должны понимать.

Сергей: Получаются такие когнитивные тренировки?

Александр: Мне, честно, не нравится слово «когнитивные», потому что все эти игры были в советское время, и в российское время, называется это по-нашему внимание, мышление. В каждом конспекте советском было написано «развитие внимания». Я люблю когнитивные тренировки, как модно сейчас называть, называть «тренировка на внимание, на мышление».

Недавно прочитал статью, что англичане до сих пор работают по книгам Вершаянского и внедряют наши методики. Поэтому всего лишь надо скачать, купить книгу советскую, где это все написано, там все эти подвижные игры.

Сергей: Потом какая фаза?

Александр: После подвижных игр мы проводим либо подвижную игру, либо упражнения в малом составе на ту задачу, которую мы хотим решить. Допустим, открывание, дриблинг, передача. Мы делаем упражнение 1 на 1, где идет акцент на дриблинг, следующее упражнение – дриблинг 2 на 2, там есть условия, чтобы дети чаще использовали дриблинг – это передача назад, чтобы ребенок шел только вперед, а если устал, он просто отдал пас назад, и упражнение уже идет на взаимодействие. После 2 на 2 мы даем упражнение 3 на 3 и футбол, задание, где он должен проявить свои дриблинг.

Сергей: Какой формат должен быть игры, чтобы ребенок обыгрывал?

Александр: Два самых простых способа – это на чужой половине ребенок имеет отдать пас только назад. То есть, на своей половине мы играем через пас, как они хотят, на чужой половине дриблинг, и пас можно отдать только назад. Это заставляет ребенка маневрировать, проходить сквозь толпу, большое количество игроков. Отдал назад в свободной зоне, и игрок опять на скорости побежал в свободную зону.

Или мы говорим: «Парни, обязательно три касания». Но здесь мне не нравится в этом задании, хотя я его тоже сам даю, что мы обязаны запланировано делать шаблонное задание. Поэтому мы говорим: гол после дриблинга за 5 очков. Он может играть в пас или в дриблинг – мы останавливаем, подходим, у кого сколько очков, и у кого больше очков: «А как ты их заработал?». Чтобы другие дети подтягивались и также стремились так работать, но он должен сам к этому прийти, не заставлять.

Сергей: В команде может быть парень либо новенький, либо еще ментально не такой сильный. Как сделать так, чтобы в коллективе и ему разрешали обыгрывать?

Александр: Все очень легко и все написано в наших учебниках – это индивидуальный подход к ребенку. Если у нас есть две группы Ю-7, Ю-8, и в младшей группе мальчишка лидер, то мы его переводим в группу, где мальчишки постарше или там, где сочетание лидеров. И даем возможность мальчишкам, которые более скромные, стеснительные, в своей среде развиваться и также добиваться успеха. Это самая большая проблема тренировочного процесса – найти к ним индивидуальный подход. Есть группа 2007 года, и все тренируются, хотя есть по развитию дети практически 2008 года, а есть практически 2006. Разница огромная, ситуаций успеха у мальчика нет, папа психует, мальчик не играет, и это еще одна из насущных проблем наших турниров, что мальчишка по факту 2009 года, а по развитию 2011 года.

Сергей: Мы оказались на песке. Расскажи, пожалуйста, что мы здесь делаем?

Александр: На первом месте выбор в сторону песка у нас встал для того, чтобы у детей появился огромный эмоциональный фон. Мы участвуем во многих играх, во многих турнирах, зимнее время, мальчишки эмоционально вымотаны, уставшие от игр, от желания выиграть, от поражений, от мячей – от всего. И здесь на песке они окунаются в лето: солнце, музыка, мячи. Для здоровья стоп, для баланса, для равновесия занятия на песке – огромный плюс и развитие.

Сергей: Куда идти российскому детскому футболу?

Александр: Несколько версий. На первом месте почему-то хочется спонтанно вернуть старую советскую школу. Все новое – хорошо забытое старое. Но к этой старой методике привнести лучшие методики мира. Я против того, чтобы перенять испанскую методику, немецкую методику наложить на российскую. У нас есть своя методика, ей очень много лет, очень много воспитанников, только ее надо, на мой взгляд, узаконить, систематизировать, внедрить, и самое сложное – ее тренерам надо принять.

Сергей: Повлияло бы, если, допустим, обучение стало бы более лояльным по цене, либо больше открывалось школ, филиалов, где можно учиться? Как систему обучения тренеров можно было бы построить, или что можно было бы улучшить?

Александр: Во-первых, надо начать с самого себя: почитать базовые российские книги о футболе.

Сергей: Три топ-книги Александра Тарасова, которые постулатами являются для любого тренера?

Александр: «Теория методик и развития футбола». Вторая книга – Корсен Вайс, о ней и мои коллеги говорили, к сожалению, название забыл. Я ориентируюсь на эти две книги и интернет. Есть такой журнал «Soccer football» в Вконтакте, можно спокойно найти и очень много хорошей информации подчерпнуть.

Сергей: Что мы можем еще внести интересного или вспомнить, что было, что могло бы вывести наш детский футбол на новый уровень?

Александр: Я думаю, поможет проведение конференций и звать людей, которые имеют прямое отношение к детско-юношескому футболу. Тех, у которых есть свои секреты, наработки. Допустим, в «Девятке» работает Быстрицкий Юрий Владимирович, у которого есть своя научная работа. Он работает над индивидуальной техникой, то есть, родители подходят, спрашивают: «Александр Юрьевич, чего нам не хватает?» — «У вас проблема с постановкой опорной ноги, во время передачи ноги врастопырку». Получают эти дети по записи с Юрием Владимировичем Быстрицким. Юрий Владимирович работал местами в «Локомотиве», и все тренеры были впечатлены его знаниями, как он раскладывает по полочкам обучение для детей: технику удара, технику остановки, технику передачи. Секретов нет, но тот огромный опыт, который есть у Быстрицкого Юрия Владимировича, и какая у него аура и отношение к детям – это дает огромные эмоции и детям, и родителям.

Сергей: Что бы ты еще привнес в детский футбол российский?

Александр: Это мои мысли, мысли моих коллег: нужно убирать определение результатов в детско-юношеском футболе. У нас есть первенства, турниры, моя мысль – до 12 лет уходить от желания выиграть. Нужно перефразировать и внедрить голос, что мы хотим, но мы должны играть в умный футбол, чтобы дети развивались. Потому что эта частичка «выиграть», она присуще всем. Я бы привел пример прыжки в воду. Там ставят оценки за сложность выполнения элемента. А у нас в футболе в играх сочетается с более простым решением. И никто не хочет усложнять футбол. Мы все радовались, когда был «Спартак» при Романцеве, мы громили топ-клубы Европы, всех выигрывали, и мы это забыли. Хотя методика, стиль игры Романцева был – короткий, быстрый пас. И этот футбол дал великих футболистов.

Сейчас такой футбол мы видим редко, только от выдающихся команд европейского уровня. Если мы в детско-юношеском футболе упрощаем футбол: бросай в бровку, выбей мяч, чтобы сыграть надежнее. Как только тренер усложняет футбол, заставляет детей разыгрывать, заставляет детей принимать решения, чтобы они творили на поле, это приносит пропущенные голы, негатив родителей, негатив детей, негатив тренера – все это забывается и возвращается на старые рельсы: играем проще, играем надежнее. Поэтому хочется уйти от итогового результата.

Сергей: Мне показалось, что эту тренировку никто не пропускает. Особенно любят, мне кажется, детишки эту музыку, эту атмосферу. Это к тебе с опытом пришло, или где-то подсмотрел?

Александр: Здесь комплекс ситуации. Мне повезло в жизни, я общался с очень умными тренерами, успешными, которые работают и в топ-клубах, и в обычных школах, и в ДЮШ-ках, и в провинции. Поэтому на основе общения с тренерами, на основе знаний, которые нам дают руководители, родилась музыка. Музыка – это скорее всего мой личный продукт: мы просыпаемся в семье с музыкой, мы едем на метро с музыкой, когда мы идем в тренажерный зал, мы обожаем заниматься под музыку. И большой резонанс: на одном из турниров за минуту до окончания играла музыка, и мы когда приехали своей российской командой, играла музыка, у нас темп игры не изменился. Европейцы, услышав, что остается минута, потому что в правилах написано: музыка звучит – надо забивать – они неслись с тройной скоростью, чтобы забить гол. И в дальнейшем стал привлекать музыку в «Девятке».

Сергей: Какие еще в тренировочном процессе, в игре, штучки ты подсмотрел? Рыжая форма. Вы играете в черной и в белой, а тут рыжая.

Александр: В рыжей форме нет особой методики, с рыжей формой нам один из родителей помог и просто подарил для наших детей. Ему понравился наш процесс, наш клуб, он сказал: «У меня есть форма, хочу детям дать». Мы раздали, дети занимаются, ярко, красиво, мальчишкам очень нравится.

Общаясь с тренером, одним из моих наставников, Петром Николаевичем Орловым, он долго был старшим директором в «Роторе», детско-юношеской школе, он сказал фразу, которую я запомнил на всю жизнь: «Тренер должен быть вором упражнений». То есть, ты должен украсть у каждого что-то интересное, что-то вкусное, что работает и действует. И в беседе с одним из тренеров он меня спросил: «Что бы ты добавил в тренировочный процесс?» — я сказал: «Обязательно песок». Все дети веселятся, независимо от упражнения. Но если мы проанализируем движения, взгляд, внимание, концентрацию, переключение, бег, они это делают с охотой. Мы могли бы провести тренировку и сказать: «Парни, работаем над быстротой, над скоростно-силовыми качествами, пробежимся 20 кружочков, сделаем 2 по 20 ускорений». И дети были бы с недовольным выражением лица, потому что им это не нравится. Если мы всю эту работу засунем в игровую схему, они это будут делать с большим удовольствием, желанием.

Сергей: Чего бы ты пожелал российскому детскому футболу?

Александр: Первое, что хотел бы сказать — это посыл родителям. Чтобы родители прежде, чем отдать ребенка, выбрать школу, провели мини-анализ и задали вопрос тренеру: чем мой ребенок будет занят, чему он научится, как он будет играть, в какой футбол он будет играть, сколько он будет играть, на каком уровне будет играть? Чтобы родители стали мониторить тренеров, чтобы стали мониторить школу. Пускай они будут критиковать школу, на этой критике мы будем учиться.

Тренерам посыл огромный – не играйте в простой футбол, не стремитесь за этими медалями, кубками. За 14 лет работы они стоят везде. Подарите кубок ребенку, подарите кубок охраннику на вахте. Не гордитесь кубками. Считайте количество ярких моментов в игре, цените яркую игру, объясняйте это родителям. Это архисложно, если нас, единомышленников, станет больше, если чемпионаты «Кимберли» все будут разыгрывать мяч от ворот, все будут получать удовольствие, и уже музыка будет играть не в моей колонке, а официально.

Огромный плюс колонки – она заглушает гневный крик родителей. И родитель не может подсказывать, потому что его ребенок не слышит. Тренер, который скажет: «Я не могу достучаться до детей», — да пусть они сами играют и получают удовольствие, а ты садись и смотри, записывай себе в блокнотик, над чем работать тебе во вторник или четверг. Поэтому хочется это донести до тренеров и родителей, тогда наши дети будут ярче, свободнее, и мы получим здоровую нацию детей при выпуске.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится