Развитие и отношение к футболисту глазами тренера ФК Локомотив

Мы взяли интервью у Романа Рогова – тренера и член проффесионального футбольного клуба “Локомотив”. Роман рассказал нам о пути становления юных талантов, как формируется программа для юных футболистов, а так же все пошаговые инструкции по развитию футбольных навыков.

Сергей: С нами тренер «Локомотива» Роман Рогов. Расскажи немного о себе, о своей футбольной карьере, о тренерской карьере.

Роман: Родился я в городе Москва, начал заниматься в местной футбольной школе «Красногвардеец» рядом с домом. После этого в «Торпедо-ЗИЛ» уже ближе к школе, потому что учился в 138-й школе на Коломенской, там именно спортклассы были торпедовские. После этого был «Торпедо-ФШМ» уже в Лужниках, и последняя команда – это был «Спортакадемклуб». В дивизионе КВК я играл в 22 года, закончив институт Малаховку и пообщавшись с тренерским составом «Спортакадемклуба», один из которых как раз заведующий кафедры футбола. И меня направили в тренерскую деятельность, увидев во мне какое-то тренерское начало: именно профессиональное отношение было у меня постоянно к футболу, с фанатизмом, достаточно организованный я был как футболист.

И в 22 года начал я свою тренерскую карьеру, переехал опять же с семьей, потому что был привязан к семье, в Звенигород и пошел работать в местный ДЮШ «Звенигород». В итоге несколько ребят сейчас играют в клубной лиге, и так как информационный фон вокруг нашей команды был достаточно большой, меня пригласил в Москву на товарищескую игру Альпов Александр Владимирович, ДЮШО «Родина» команда была. И они меня пригласили, сыграли мы с ними товарищескую игру, пообщались с куратором «Родины», тогда это был Клочков Алексей Александрович, пообщались с Альповым Александром Владимировичем. Опять же могу сказать большое ему спасибо за то, что он пригласил меня в этот клуб.

Это был очень важный переход на том этапе, именно сделать этот шаг в Москву, шаг на повышение. Опять же, из 2003-го года рождения 80-90 человек вместе со мной перешли. Несколько ребят было 2004-го года рождения, и 7 ребят 2003-го года рождения. И я как раз начал работать с командой 2003-2004 года рождения в «Родине».

Сергей: После «Родины» у тебя был вызов во взрослом футболе?

Роман: Так получилось, что в «Родине» достаточно долго не получилось поработать, потому что 8 месяцев я отработал в «Родине», и в августе меня пригласили в «Балтику» Калининград, это дублирующий состав, в школу методистом. Как это случилось? Опять же, получив опыт работы с Альповым, у него очень все систематизировано, плюс у него есть такой европейский подход по презентациям. То, что я до этого делал тренировочный процесс – у меня тоже все было систематизировано, организовано, но я не мог себя хорошо преподать. Он поделился разной информацией, презентациями тренеров, я сделал свою презентацию: что я умею, что я могу дать, кто я такой.

Сергей: Ты получил эту программу, и что дальше ты сделал?

Роман: Увидев вот эту презентацию тренера европейского, который сейчас работает в MLS, я сделал наподобие свою такую, и она у меня была подготовлена. И в какой-то момент я понял, что нужно эту презентацию отправлять во все футбольные клубы, я отправил во все клубы РПЛ и ФНЛ.

Сергей: Люди вокруг говорят: «Дурак, так никто не делает»?

Роман: Я не делился. Я никому не говорил. И опять же эту презентацию я уже рассказывал на конференции, так что мы поделились этой информацией с людьми, с тренерами и получили хорошую обратную связь от них. И эта презентация сработала, она дошла до людей, которые тогда пришли в «Балтику», нового руководства. И она им понравилась, я провел собеседование вначале по телефону, потом приехал в Калининград, прошел собеседование.

И здесь был выбор. «Родина» — очень хорошая школа, и она дала огромный толчок в плане развития меня, как менеджера. Потому что тренерская деятельность, она очень важна, но все, что вокруг – это то, что делает тебя лучше.

Сергей: И получается, ты переехал в «Балтику» тоже всей семьей?

Роман: Да.

Сергей: И сколько ты там пробыл, какие твои ощущения, что ты получил от этого?

Роман: Здесь получился эффект лестницы. И когда я пошел в «Балтику», это был огромный шаг вперед, потому что мы начали работать с молодежным составом, плюс методическая работа. Я буквально за 3 месяца себя очень сильно прокачал с точки зрения методологии, общаясь с директором, читая большое количество книг именно методических, создавая программу, общаясь с тренерами и работая с дублирующим составом. Так что этот шаг был очень серьезный и очень важный именно с точки зрения становления, развития тренера. И это дало огромный толчок в развитии, и я поступил на лицензию у UEFA, меня отправила именно «Балтика».

Сергей: Она заплатила за тебя?

Роман: Получилось 50 на 50. Они отлично помогли, направили, и здесь этот шаг был на развитие. И я скажу, что огромное влияние именно в работе со взрослой командой и общение с главным тренером, с помощниками главного тренера. Просматривал постоянно тренировочный процесс первой команды, для себя что-то подмечал новое, интересное, и мы работали с молодежным составом, к нам постоянно спускали игроков с первой команды. Мы готовили молодых ребят для того, чтобы они соответствовали уровню первой команды. Была проделана огромная работа, которая в дальнейшем дала плоды, и игроки из молодежного состава, они сейчас играют и в первой команде, есть игроки, которые забивали голы уже, 2000-е годы. Так что здесь я скажу, что этот этап, он был очень важен, и здесь ты переходишь на еще более новый уровень, это получилось достаточно быстро, шаг за шагом: в начале Москва, потом Калининград. Это прекрасный город, от него огромные впечатления положительные. И здесь это все сработало, и весной 2018 года меня пригласили на «Локомотив», на собеседование.

Сергей: Они, получается, хантят тоже тренеров, есть такое, что они следят?

Роман: Да, и руководство, и кураторы, и старшие тренеры, которые работают в академиях, они постоянно ищут тренеров, которые развиваются, которые на слуху, и здесь сработала презентация, плюс в большей степени большое влияние именно собеседование личное. Я приехал из Калининграда, прошел собеседование, и меня пригласили, начал работать в футбольном клубе «Локомотив», в академии.

Сергей: Ты сейчас перешёл уже на взрослую команду?

Роман: Спустя год работы в академии я вернулся к тому возрасту, с которым я приходил. Как я работал в «Балтике», 2000-2001 год рождения, вот сейчас я работаю с таким возрастом, постепенно мы подтягиваем ребят более младшего возраста, но это все надо делать плавно: 2002-й год, с которым я опять-таки работал в академии, который я хорошо знаю, их потихоньку подтягиваем именно для того, чтобы они развивались в игровой практике и в 3-м дивизионе чемпионата Москвы.

Сергей: В чем разница тренировочного процесса младшей группы, 2011-го, например, года, и U-19?

Роман: Здесь огромные физиологические особенности. Конечно же мы должны понимать, что в маленьких возрастах у нас все должно быть построено на подвижных играх, на развитии ловкости, на упражнениях, которые развивают наших футболистов физически, но развивают их ловкость – это на сегодняшний момент самое главное качество для малышей. Плюс переключение внимания, опять же мы не должны забывать про базовую технику, которой мы должны заниматься.

Это большая ошибка – тренировать старших и младших одинаково, потому что особенности младших возрастов, они огромны, и мы должны понимать полнейшую индивидуализацию. Что подходит одному мальчику, который маленький, быстрый, не подойдет другому мальчику, который вытянулся и на сегодняшний момент не может выполнять какие-то технические элементы максимально качественно так же, как маленький. И здесь я склонен к тому, что и в младших, и в старших, и в подростках на первый план выходит полнейшая индивидуализация. Не так, как для старших, это также должна быть индивидуализация, привязанная к своей позиции. Именно индивидуальный подход и в физическом плане, и в психологическом, и даже в подготовке технической. У нас более ловкий, более маленький футболист, он будет быстрее осваивать технические элементы, более рослый – он будет менее быстро осваивать технические элементы. И когда мы начнем их сравнивать, мы не можем сказать: этот, грубо говоря, плохой, а этот хороший — нет. Здесь мы должны подойти очень индивидуально, потому что этот высокий в определенный момент, когда наберет двигательную базу активности, и он начнет выполнять те же технические элементы, просто ему нужно дать чуть побольше времени. А маленький в каком-то определенном возрасте начнет расти, и тоже сможет потерять что-то, что он умел делать, когда был маленький. Это нормально, здесь очень важен именно индивидуальный подход к ребенку, и в тренировочном процессе акцент на малышах – это подвижные игры, это ситуация успеха, когда мы создаем ситуацию для мальчишек, чтобы они развивались, в каких-то дуэлях, в каких-то игровых упражнениях, где у них будет получаться.

Это очень важно, чтобы ребенок был счастлив в каждом упражнении. Да, он где-то здесь проиграл в единоборстве, ему забили гол, но мы должны создать ситуацию, чтобы он в следующем игровом упражнении выиграл это единоборство и забил гол уже с другим соперником. Это очень важно, об этом я тоже часто говорил и писал в своих блогах, о том, что надо создавать эти ситуации успеха, это переключение внимания, чтобы детки переключались с одного действия на другое, это несколько объектов, чтобы мы увеличили их зрительный объем, чтобы они обрабатывали информацию быстрее и больше. Вот такие упражнения, которые будут именно развивать точечно наших мальчишек. Это можно делать через подвижные игры, через игровые упражнения с большим акцентом на развитие ловкости, быстроты и базовой техники.

Сергей: Хочется немного такой обзор тренировочной программы. Мы берем детей 4-6 лет: основной акцент в тренировке, по таймингу и основные 4-5 упражнений.

Роман: По таймингу – это 60-75 минут. 15 минут мы берем подготовительную часть – это должны быть базовая техника, по моему мнению, ведения, переключение внимания, на смену направления. Потом мы дадим подвижную игру, чтобы поднять эмоциональный фон у деток, потому что они теряют внимание. Подвижную игру, которая, будет развивать физические качества: ловкость, переключение внимания – в эту подвижную игру мы можем интегрировать мяч, где они могут друг от друга убегать, совершая ведение в зависимости от того, какие задачи мы будем решать в определенной тренировке: либо это будет обучение приема передачи мяча, либо ведение мяча. В маленьком возрасте мы начинаем с базовых моментов – это ведение мяча, потихоньку в подвижную игру мы можем подсунуть им мяч, где они будут делать это ведение, и потом мы опять вернемся к базовой технике.

Потом в основной части мы опять возвращаемся к базовой технике, обращаем внимание на качество ведения мяча, на постановку опорной ножки, смену направления, поднимаем головку им, об этом мы постоянно говорим, чтобы они смотрели по сторонам, как они останавливают мяч, как они делают ведение – вот на эти акценты внимание обращаем. Такая переходящая из основной части к заключительной – это игры 1 в 1, игры 2 на 2. И в принципе в таком маленьком возрасте играть больше, чем 2 на 2, нет смысла, это по моему мнению, могут со мной поспорить. Но здесь момент такой, что детки маленькие, они сейчас обучаются, и они больше должны касаться мяча, встречаться с единоборствами 1 в 1, 2 в 2, обыгрывать, забивать, на это акцент в тренировочном процессе.

И в конце есть база упражнений на гибкость, которую тоже потихоньку нужно выполнять. Это не как во взрослом футболе, но здесь мы можем гибкости уделить от 5 до 10 минут. Нужно реально этим заниматься, системно для того, чтобы развивать гибкость, чтобы они с возрастом ее не теряли, чтобы они были пластичные, гибкие, ловкие.

Главные качества – ловкость, быстрота, а в конце мы можем уделить внимание гибкости, если мы это будем делать системно, на постоянной основе, то ребята будут становиться лучше.

Сергей: Следующая возрастная категория – 7-9 лет. В данной возрастной категории на что нужно делать акцент? И тайминг тренировок тоже очень интересен.

Роман: По таймингу здесь мы добавляем 15 минут, уже полуторачасовая тренировка: может быть 75, может быть 90 в зависимости от условий, от погоды, от плотности группы, от плотности тренировочных занятий, которые мы планируем, на это нужно обратить внимание. Здесь уже начинаются первые турниры, первые соревнования, первые игры контрольные, товарищеские. И здесь детки начинают играть в формате 4+1, и нам нужно с этим форматом знакомить и в тренировочном процессе уже создавать ситуации 2 в 1, 3 в 2, 4 в 3 – ситуации в игровых упражнениях, где они будут сталкиваться с тем, что будет в игре. Вот эти ситуации мы должны давать именно в основной части.

Подготовительная часть остается такая же – мы вычленяем то, что мы хотим тренировать в плане базовой техники: или это ведение, или это прием передач, может быть это жонглирование, может быть обучение удара по мячу серединой подъема, внешней частью подъема, внутренней стороной стопы. В подготовительной фазе мы это делаем. Мы уделим этому 10-12 минут.

Потом мы переходим на развитие ловкости – это подвижные игры, различные старты, эстафеты со сменой направления, где есть соревновательный момент для того, чтобы повысить эмоциональный фон и для того, чтобы детки развивались именно в физическом плане за счет этих подвижных игр. Можем подсовывать им мяч, можем создавать дуэли в подготовительной части, где дуэли 1 в 1 с переключением внимания, с несколькими действиями: мы сделали, отдали передачу, переключились на игру 1 в 1, пробежали, пролезли под барьером, выскочили, нам дали мяч, у нас пошла игра 1 в 1, и нам нужно забить в малые ворота. Вот такие игры именно с несколькими действиями от 1 до 3, когда нужно переключить внимание от одного действия к другому, а от другого действия к третьему. Плюс в первую очередь, это развитие ловкости через подвижные игры.

Потом мы включаем базовые техники, там все задачи по программе, которые у нас есть. Уделяем огромное внимание этому, качеству выполнения технических элементов, постоянный контроль, только большое количество качественных повторений.

Сергей: Какое количество, чтобы было полезно, но и ребенок не утомился?

Роман: Мы до этого провели подвижную игру и объяснили ребенку, дали понять, что мы сейчас занимаемся обучением, и в первую очередь мы отталкиваемся от того контингента, который у нас есть, и как у нас выстроена тренировочное занятие, какое у нас количество деток. Здесь выходит от 12 до 15 повторений. Мы говорим опять же про качественные повторения, у нас из 5 повторений может быть 2-3 качественных. Значит, если 12-15 качественных повторений, значит в общей сумме в зависимости от контингента мы должны раз 20-30 выполнить это упражнение: либо это передача, либо это ведение со сменой направления, либо это прием верхнего мяча – базовой технике нужно выделять огромное количество внимания.

Понятно, что это тяжело, понятно, что теряется концентрация внимания, но здесь важный педагогический момент тренера – мотивировать ребят, направлять их, объяснять им, для чего мы это делаем. И делать опять же новизну в упражнениях, даже на базовой технике мы можем делать ведение по прямой, а можем поставить зигзагообразный со сменой направления. Постоянная вариативность даже на базовой технике, чтобы они не приедались, чтобы они были им интересны. И в этих интересных упражнениях на базовую технику мы решаем самую главную нашу задачу – обучение.

И в основной части после этого мы переходим как раз к игровым упражнениям, где мы создаем ситуации либо 2 в 1, 1 в 1, 1 против 2, если у нас есть очень сильный мальчик атакующий, мы должны создать ему ситуацию 1 против 2, потому что 1 в 1 он уже разбирается, мы должны его дальше провоцировать к развитию – 1 против 2. Или напротив мы видим, что у нас есть задача с приемом передачи, мы создаем ситуацию 2 в 1 или 2 в 2 со страховкой. Разнообразные игровые упражнения, которые будут решать наши задачи по обучению, плюс мы их будем сталкивать с тем, что будет в игре: игровые упражнения.

И в конце обязательно в этом возрасте по программам и по рекомендациям – это игра в футбол при равных составах 3 на 3, 4 на 4, может быть 5 на 5, опять же в зависимости от группы. С мотивацией, если у нас большое количество футболистов, быстрый футбол – когда мы говорим: команда соперника забила гол – сразу идет быстрая смена команд, вводим мяч команде, которая забила, и она сразу проводит встречную атаку. Вот такие базовые упражнения, которые знакомы для всех тренеров, но футбол очень важен: футбол с мотивацией, футбол с задачами, чтобы они через игру реализовывались, и чтобы то, что мы в тренировочном процессе прошли, они реализовывали уже в игровой форме, в завершающей стадии – в футболе. Если мы продолжаем про гибкость, то в конце мы также занимаемся развитием гибкости и завершаем занятие.

Сергей: Завершающий возраст коммерческих школ на данный момент – 12-13 лет, но мы ограничимся возрастом 10-12 лет. Вот эта возрастная категория: тоже тайминг, пройтись по тренировочному процессу, и основные упражнения.

Роман: Здесь мы говорим о том, что ребята в 10 лет уже начинают играть на первенстве Москвы. А первенство Москвы, формат игр у них 7+1 они уже начинают играть. Так что мы здесь уже должны познакомить с большими объемами в плане игровой площадки, с большим количеством игроков. Но в тренировочном процессе мы также не отходим от малых групп, все в малых группах: ситуация 3 и 2, 4 и 3, 4 на 4 – это самые большие ситуации. Также мы занимаемся развитием физических качеств посредством подвижных игр: это быстрота, ловкость, время реакции – одно из проявлений быстроты. Мы делаем акцент на этом, плюс мы добавляем более сложные связки – это ведение, передачи, дриблинг, смена направления. Мы не изолируем отдельно какой-то элемент, а уже связки. Мы их обучили и приему, и передаче, они могут уже нанести удар с середины подъема. Мы делаем связки, моделируем определенные какие-то игровые ситуации, в которых занимаемся завершением, отбором мяча, огромный акцент уже на игре 1 в 1. Мы научили их отбирать, мы научили их владеть своим телом посредством подвижных игр, и здесь мы делаем огромный акцент на именно их индивидуальные действия, на то, как они располагаются. То есть, уже подходим к индивидуальной практике.

Тренировочный процесс у нас также остается 90 минут, здесь мы от этого не отходим, и здесь также мы в большей степени уже продолжаем сидеть на базовой технике, но уже с добавлением более сложных элементов: удары слету, удары с полулету, удары головой, смена направления с финтами, отбор мяча, первое действие после отбора мяча – вот это моменты, на которые мы обращаем внимание, уже более сложные координационные технические элементы в связках. И в дальнейшем также в основной части мы обращаем внимание на игровые эпизоды, которые тренируем уже под игровым стрессом, давление, чтобы ребята принимали быстрые решения, но все опять же в малых группах.

И также по рекомендациям это игра футбол, но я здесь скажу, можно сыграть в большом составе один раз в неделю, но в любом случае лучше отходить от малых групп, чтобы они больше касались мяча, больше взаимодействовали и опять же принимали решения в ограниченном пространстве быстро. Но и не отходя от индивидуальной тактики, если мы говорим, мы можем группу 3 на 3 играть, можем поставить трех защитников против 3 нападающих: им уже 10-12 лет, они уже понимают привязанность к позиции, мы им объяснили, как страховать, куда направлять, как отбирать мяч, как развернуть корпус, а линия атаки наоборот – они знают некие взаимодействии при забегании, вбегании, стенка, этому их обучили до этого, они могут это реализовывать. Они знают ситуацию 2 в 1, они знают ситуацию 1 в 1, когда нужно это делать, и вот здесь мы можем решать наши тактические задачи в маленьком футболе, и плюс индивидуальная тактика, индивидуальные действия, которые нам очень важны даже в играх 3 на 3, 4 на 4 для того, чтобы они сталкивались с тем, что будет в игре, в тренировочном процессе.

Плюс поднимаем интенсивность тренировочных занятий, они должны быть плотные, интенсивные для того, чтобы детки опять же развивались. Переходы есть, но от минуты до трех, там пауза на воду плюс объяснение следующего задания, но переходы мы стараемся делать очень плавные. К примеру, у маленьких у нас вообще из одной системы может выстроиться весь тренировочный процесс и все упражнения: из одного расположения фишек, грубо говоря, мы поставили, и вся тренировка будет вытекать. Ну это уже такое тренерское искусство, как это все сделать, как это все организовать, чтобы переходы были плавными, чтобы они были быстрыми, и плотность и интенсивность тренировочного занятия не терялась.

Сергей: Надо ли много физику тренировать или больше через мяч давать?

Роман: Опять же, мы сталкиваемся с неким стереотипом. Я обращу внимание больше на то, что здесь физические качества, они не преобладают. Здесь самый важный момент – это развитие ловкости, быстроты как физических качеств и самая базовая техника. В принципе, у нас и тренеры это понимают. Здесь больший акцент именно нужно обратить тренерам на интенсивность занятий, на переходы. В плане физического развития, наверное, это большая ошибка, и надо кому-то пересмотреть, для чего они это делают. Но детки, они начинают сейчас развиваться, они растут, у них скачок, и здесь акцент на физическое развитие вообще не нужно делать, здесь идет оценка именно на развитие ловкости, быстроты и технических навыков.

Сергей: Перейдем к формированию групп в самом тренировочном процессе. Какая идеальная модель, которую вы используете в «Локомотиве»?

Роман: По рекомендациям и по своему опыту я скажу, что вообще в тренировочном процессе до 12 лет нужно использовать малые группы от 8 до 12 футболистов.

Сергей: И количество тренеров на них?

Роман: 2-3 тренера. Оптимально 2, если есть 3 – это великолепно, тогда уже мы говорим про специализацию некую, когда появляются вратари, когда мы начинаем уже в формате 4+1, 6+1, 7+1, чтобы был тренер, который работает с вратарями. Так что здесь очень важна плотность тренировочного занятия, интенсивность, контроль качества выполнения элементов, игровых упражнений. И вот это количество 8-12, оно оптимально, и до 12, может быть даже старше команды, можно дробить команды и тренировать в малых группах для того, чтобы было качественно.

В такой системе работают сербы, которые тренируют в малых группах даже выпускные и предвыпускные года. Работают в малых группах, отдельно идет по позициям, на тренировку приходят 8 полузащитников, 4 нападающих, 8 защитников и тренируются отдельно, выполняют то, что у них будет на футбольном поле и создавая эту ситуацию для них, чтобы они развивались, чтобы было большее количество качественных повторений.

Сергей: Берем пятидневную тренировочную неделю, общие тренировки же все равно присутствуют?

Роман: Если про старший возраст, по моему мнению, как я бы выстраивал микроцикл: наверное, 2-3 занятия в зависимости от игры, возраста и подготовки я бы делал групповые — малые группы по 8 футболистов. И 2 занятия я бы делал коллективные, командные тренировки, если мы говорим про пятидневный микроцикл.

Сергей: Это от братьев сербов?

Роман: Примерно так. У них бывают двухразовые тренировки в день, когда утром тренируется команда, а вечером тренируются отдельно по амплуа игроки. Здесь какую-то формулы определенной нет, но я вижу в этом прогресс именно в индивидуализации, в ограничении групп, уменьшении количественного состава групп. Нам нужно отходить от понятия «команда», больших групп. Какие-то двусторонние игры можно реализовывать, но я вижу развитие в индивидуализации и в малом количестве игроков в тренировочном процессе для того, чтобы было большее количество повторений, встреч с игровыми эпизодами. Понятно, контроль нагрузки, контроль пауз – это очень важно, но здесь момент того, что большое количество качественных повторений даст результат на выходе.

Сергей: Как ты думаешь, какой баланс у тренера должен быть по обучению, и какие люди, коучеры на тебя максимальное впечатление произвели?

Роман: Процесс обучения для меня ежедневный. И от каждого специалиста, от каждого тренера я стараюсь каждый день развиваться. Как бы это ни звучало пафосно, у меня есть внутренняя позиция, чувство того, что, если я развиваюсь каждый день, я буду развивать своего футболиста. Это для меня взаимосвязано: я развиваюсь – я развиваю своего футболиста. Это очень важно, и от каждого специалиста, начиная даже со Звенигорода, там был опытный тренерский состав, были те тренеры, у которых можно было что-то подметить. И дальше, дальше идя по этой лестнице в «Локомотиве» я каждый день встречаю что-то новое, общаясь со специалистами.

Если кого-то отмечать, то, конечно, это Альпов Александр Владимирович, при всем уважении к нему. Это тот человек, который повлиял на меня, дал очень много интересной информации. Стоит отметить Клочкова Сергея Александровича, в начале в «Родине», сейчас в «Локомотиве», который огромный профессионал своего дела, плюс сочетает в себе качества и человеческие, и высочайшего специалиста, который разбирается в мелочах детского футбола. Это Хусаинов Юрий Рафаилович, который работает сейчас в Калининграде, с которым мы работали в «Балтике» в молодежном составе. Тоже очень умный тренер, который, я уверен, будет развиваться и в дальнейшем сможет работать и ФНЛ, и в РПЛ. Все зависит от его личного желания, но как тренер, он огромный профессионал, и он мне соратник в плане понимания игры в футбол и в плане выстраивания тренировочного процесса. Отмечу Игоря Гребенникова, с которым мы сейчас работаем в «Локомотиве» на младших возрастах. Этот тренер, как и Юрий Рафаилович, — это соратник. Мы с Игорем постоянно друг друга дополняем, друг друга мотивируем. У нас не соперничество, а некое дополнение друг друга.

И это очень важно, найти такого человека, с которым ты на одной волне и с которым тебе и комфортно, и вы всегда друг друга подталкиваете вверх. И мы друг друга нашли в «Локомотиве», это большая удача найти таких людей вокруг себя, собрать их. И только создавая среду вокруг себя в футболе, умных, которые хотят развиваться, ты будешь развиваться.

Сергей: Как надо выстроить взаимоотношения, чтобы игрок в тебе и авторитет видел, но и при этом еще не переборщить с жесткостью, с авторитарностью режима?

Роман: Здесь очень важно убедить игрока посредством именно своих тренировочных упражнений, своего отношения, что ты хочешь сделать его лучше, и чтобы он видел это в игре. Для игрока очень важно играть, для футболиста, и чтобы то, что ты тренировал, то, что ты от него просишь, у него получалось. Если мы говорим, что мы тренируем отбор мяча у защитника: расположение корпуса, какую ногу мы направляем — мы в тренировочном процессе делаем акцент на это. Я с ним общаюсь, я его направляю, это говоря про старший возраст.

И если мы это делаем в тренировочном процессе, и он потом переносит это в игру, и мы выигрываем: 2:0, 3:0, 1:0, 0:0 играем — но он здорово сделал в игровом процессе то, что мы тренировали, у него это получилось, игрок это чувствует. Когда ты своей энергетикой, своим тренировочным процесс и своим посылом даешь понять игроку, что ты хочешь его делать лучше, игрок тебе раскрывается.

И здесь момент жесткости, похвалы: если мы говорим о маленьких, жесткость вообще исключить, только акцент на положительное, что бы у нас ни случилось, мы должны понимать, это процесс обучения, это маленький ребенок, он сегодня не выспался, мама поругала, в школе что-то случилось. Он растет – это самое главное, он может за 3 месяца вырасти на 15 см, и это нормально, что сегодня что-то не получилось, а завтра получится, или наоборот. Но здесь только акцент на положительное. Мы можем проиграть, мы можем выиграть, у нас может что-то не получиться, но мы должны найти то зернышко маленькое.

Сергей: Роль родителя в игре ребенка, в развитии ребенка и взаимодействие тренер-родитель. Здесь как?

Роман: Это очень интересная тема, и она является актуальной на сегодняшний день в маленьком футболе. Потому что родители имеют огромное влияние на детей, родители с детками 22 часа в сутки. Я здесь как бы ни хотел, и тренеры в регионах, и тренеры в коммерческих школах, они, как бы они ни хотели, они с детками со своими 2 часа. Все остальное время детки в школе или с родителями, с бабушками. И здесь нужно родителям, во-первых, о себе рассказать, рассказать о том, что вы хотите вашим деткам добра, и направить их на то, чтобы они не были родителями-аналитиками, чтобы они не были родителями-тренерами, чтобы они не были родителями-руководителями. И направить, что вы — родитель-друг. Что если вы хотите действительно стать для них другом, тем человеком, который будет им помогать развиваться в футболе.

Понятное дело, для каждого родителя его ребенок самый лучший, но его мы хотим сделать самого лучшего футболиста и подвести его к футболу большому, то здесь очень важно, чтобы родитель шел на контакт тренера и чтобы взаимодействие тренер-родитель происходило на постоянной основе: индивидуальные беседы, направлять.

Мои принципы работы с родителями – я ни в коем случае их не приближаю, я веду с ними диалог у журналиста, вопрос-ответ: «Вы журналисты, я вам даю пресс-конференцию». Если есть какие-то вопросы командные, я им даю пресс-конференцию, если есть индивидуальные, я могу с родителями 1,5-2 часа поговорить, объяснить здесь или по телефону, я всегда к ним открыт. И здесь очень важно эту грань родителя: не подпускать. Мы должны дать понять, что футбол, раздевалка, поле – это все наше. И опять же чувствовать грань уважительно. Они заинтересованы, это их детки, мы заинтересованы, чтобы они развивались, и я пытаюсь контролировать то, как мои футболисты отдыхают, как они кушают, что у них в школе, чем они занимаются в свободное время — это все знают их родители.

На это большой акцент, и здесь мы ведем обратную связь. Это было начало моей карьеры, в 2012 году у меня было большое общение с родителями, и сейчас так же продолжается с точки зрения именно деловых отношений. Мы вместе делаем вашего футболиста лучше. Я запрещаю подсказывать, именно категорично, я запрещаю категорично комментировать игру своих и ни в коем случае чужих детей нельзя комментировать. И также направляю их акцент только на положительное: «Вы – болельщики, баннеры, барабаны, трещотки». Если не хотите – присели, смотрим молча, забрали – сказали: «Ты самый лучший, самый красивый, самый лучший футболист и сегодня великолепно сыграл», — и поехали домой отдыхать.

Сергей: Хотим услышать какое-то напутствие для мальчишки, который в будущем возможно станет твоим воспитанником.

Роман: Хочется пожелать, чтобы мы развивались в футболе, чтобы наши футболисты развивались в футболе. И чтобы каждый день вы были счастливы, что вы в игре, потому что это самая лучшая игра в мире, которая делает счастливыми нас ежедневно, которая дает огромную информацию для размышления и действительно является нашим смыслом жизни. И я вам желаю развиваться, быть счастливыми. Слушайте ваших тренеров, они будут вам желать самого лучшего и пытаются сделать вас лучше для того, чтобы вы оказались в большой игры.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится