Станислав Смирнов: Влияние возраста на талант, методики бельгийских футбольных академий, современный разбор позиций на поле

Очень ценное интервью с основателем детской футбольной школы “Хамовники”Станиславом Смирновым. Мы провели полезный разговор, который стоит изучить любому тренеру и родителю.

Как в Бельгии справляются с возрастной проблемой

Сергей: Сделай анонс темы нашего разговора.

Станислав: Первая часть – бельгийский опыт. Как они находят, определяют таланты, что такое талант, его критерии. Вторая часть – большая проблема относительный возраст и понятие биологическая зрелость. Как они с этим борются, какие решения они приняли.

Итак, начинаем с таланта. Что же такое талант? Если мы попытаемся определить это, посмотрим определение слова «талант», то это способность выполнять что-то превосходно в какой-либо области. Талант может проявиться, как ранней стадии, так и позже. Но ни в коем случае нельзя говорить, что талант – это что-то врожденное, что мы рождаемся с ним. Нельзя родиться, изначально быть превосходным футболистом. Талант – это то, что мы развиваем в течение жизни. И многие наши коллеги – и европейские, и наши опытные – вместо слова «талант» употребляют слово «потенциал». И его мы должны, как тренеры, максимально раскрыть и развить.

Следующее – критерии таланта. В Бельгии их 5. В Голландии тоже есть похожая система определения таланта. Первый критерий – это менталитет, или психология победителя. Многие думают, что это значит «мы должны побеждать всегда и везде», но нет. Если мы относим это к конкретному игроку, то это те игроки, которые никогда не сдаются, бойцы, борются до конца, которые являются примером для остальных. Так формируется у них характер, который помогает не сдаваться. Второй критерий – взрывные качества. Сюда мы относим все, что касается скорости, все ее виды, все, что касается силы, высоты прыжка. Третье – это футбольный интеллект. Сюда относится чтение игры, быстрота принятия решения, креативность и т.д. – то, что футболисту помогает на поле. И четвертное – это умение управлять, владеть своим телом и мячом. Т.е. техника во всех ее проявлениях, весь комплекс технического арсенала и наши координационные возможности.

Вначале затронул Голландию, многие коллеги знают, что там 4 критерия. Они называются TIPS: т – техника, и – интеллект, п – психология, с – скорость. В Бельгии пятый критерий вынесен отдельно. Это критерий – умение обучаться и саморазвиваться. Сюда мы относим тех наших игроков, которые будут и готовы постоянно работать над собой, готовы совершенствоваться, у которых высокая мотивация к саморазвитию, самообучению. И тренер при этом некий вспомогательный элемент: игроки понимают, что тренер помогает им стать лучше, но еще больше работают сами над собой. Это критерий очень важен. В Голландии если футболист обладает тремя из четырех компонентов, то у него есть шанс стать хорошим футболистом. Бельгийцы говорят, что обратить внимание стоит на 2 критерия: футбольный интеллект и самообучение (саморазвитие). На самом деле эта тема подходит не тренерам частных школ, а тренерам академий, национальных сборных, которые работают с талантливыми, одаренными ребятами. Не знаю, почему мы не видим этих тренеров.

Дальше нам рассказывали про модельные характеристики. Мы хотим видеть игроков по позициям в будущем.

Вратарь (В)

Если мы коротко пробежимся по ним, то поймем, что вратарь в современном футболе это уже не просто футболист, который отбивает мячи, хорошо играет на линии или на выходах. Это и первый человек, который начинает атаки, он должен обладать умением первого паса. В стрессовых ситуациях, под прессингом, он не должен бояться отдать сложный пас, а должен пытаться находить это решение.

Крайний защитник (КЗ)

Берем крайних защитников. Мы привыкли, что эти игроки бегают туда-сюда, хорошо защищаются, играют один в один хорошо, но в современном футболе это игроки, которых мы часто видим на позиции крайних нападающих. Они могут взять игру на себя, пойти в обводку, завершить атаку, забить гол.

Центральный защитник (ЦЗ)

Какими качествами должны обладать центральные защитники? Это столбы обороны – они должны быть мощные, высокие, вести хорошо силовую борьбу, играть в воздухе, читать игру, регулировать защитные линии. При этом мы добавляем, что современный центральный защитник должен начинать атаки, искать возможности проникающей передачи, как в среднюю линию, так и линию атаки, обладать диагональной передачей. Мы все больше видим центральных защитников, которые забивают голы. Это касается не только, когда они подключаются на угловой, но и когда они подключаются из глубины и могут протащить мяч дальним ударом. Поэтому это все современные футболисты, которых мы видим сейчас в лучших командах.

Опорный полузащитник (ОП)

Опорный полузащитник – тоже в умах всегда фигурировало, что он больше разрушитель, который выгрызает все. Но помимо всего прочего он должен быть и конструктором атак – через него начинаются все атаки, через него идет циркуляция мяча с фланга на фланг. Поэтому он должен обладать отличным видением поля, техникой – на усмотрение тренера.

Атакующий центральный полузащитник (АПЦ)

Центральные атакующие полузащитники – одни из самых креативных футболистов, которые есть на поле. Это футболисты, которые ищут, открываются между линиями, находят это пространство. Это игроки, которые отдают решающий пас, находят передачи, придумывают нестандартные решения. На этой позиции нам нужны такие футболисты.

Вингеры (Крайний атакующий полузащитник)

Дальше – вингеры, или крайние нападающие. Люди, которые должны обладать отличным дриблингом, которые могут уйти под рабочую ногу в центр, создать момент и реализовать его. При этом мы легко можем в течение матча поменять их флангами, и в зависимости от наших тактических задач левоногий может пойти на левый фланг, а правоногий на правый.

Центральный или оттянутый форвард или нападающий (ЦФ, ОФ)

И наконечник, центральный нападающий. Тоже мы привыкли, что это человек, который играет на линии с центральными защитниками. Но помимо всего прочего, это человек, который скидывает мячи, может опуститься в глубину, создать там численное преимущество и является дополнительным игроком для продвижения мяча дальше. Это не только бомбардир и завершитель атак, но в современном футболе человек, который много создает.

Бельгийское исследование – “Влияния возраста на развитие юного футболиста”

Бегло пробежались по позициям, переходим к большим проблемам, которые есть и в Бельгии, есть у нас. Это проблема относительно возраста. На эту тему проводилось много исследований. Что они показывают? Приоритет отдается ребятам (особенно если мы берем топ-академии, национальные команды), которые рождены в первые три месяца (январь, февраль, март). Почему так происходит? Неужели дети, которые рождены в последние 3 месяца менее талантливы? Ответ бельгийцы дают теми же исследованиями. Исследования основываются на том, что мы берем отрезок времени на данный момент, в котором учитываем результативность – высокую производительность, которую может наш игрок дать на текущий момент времени, прямо сейчас. Мы не смотрим на дальнейшим потенциал. По результатам тестов, двусторонних игр, тренировок и т.д. Соответственно, мы приходим к выводу, что более ранние дети, более зрелые, рожденные в начале года, имеют преимущество в физической силе, легче переносят нагрузки и, соответственно, имеют преимущество перед детьми, которые позже рождены. Это только эффект относительного возраста, когда между детьми, рожденными в течение одного года, существует разница: январь и декабрь, например. Помимо этого имеет важнейшее значение понятие «биологическая зрелость». Потому что ребенок, который рожден в январе и в декабре может иметь не 1 год разницы, а даже 2, если этот ребенок, рожденный в декабре, еще и отстает по биологическому развитию. А мы знаем, что дети развиваются по-разному: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Пик приходится у нас, по статистике, приходится на возраст 14-17 лет. У ребят, которые отстают в развитии, пубертатный период наступает позже. Мы часто можем увидеть такую картину, что в 15 лет мальчик ростом 175 см, а другой – 145 см. При этом мальчик, который менее габаритный, по своему потенциалу, задаткам может быть не хуже, а даже лучше, чем созревший игрок. Почему? Все упирается в то, что мы определяем понятие таланта текущим, сиюминутным результатом. Т.е. результативность: какую производительность могут дать максимально дать наши игроки на текущий момент времени. Мы это берем за основу, а не высокие потенциалы в дальнейшем. Более того, бельгийцы утверждают, что окончательно все приходит в равновесие только по достижению 21 года. Поэтому бельгийцы пересмотрели свой взгляд на эту проблему: во-первых, признали, что это реальная проблема, что дети, которые отстают и позже созревают, находятся в неравной битве с игроками, которые созревают раньше и проигрывают конкуренцию. У поздно созревающих детей бельгийцы отмечают определенные качества. Эти дети отличаются более креативной игрой, они лучше понимают футбол, лучше оснащены технически, лучше находят, создают пространство между линиями, двигают мяч по полю. Это ребята с неустойчивой психикой, у них присутствует страх ошибки, они боятся замены, не получать поддержки со стороны тренера, одобрения. Они стараются избегать ситуации один в один из-за боязни ошибки, хотя у них отличная техника и нестандартный дриблинг. Как решается эта проблема в Бельгии? Это единственная страна в мире, которой есть проект под названием «Будущее», созданный для детей, которые поздно созревают. Это вторые сборные из детей поздно созревающих. Была принята конвенция, которая гласит, что все дети должны получать абсолютно равные шансы и права на профессиональное развитие. Т.е. мы должны давать детям равные возможности, чтобы они развивались. Поэтому были созданы вторые команды – это касается национальных сборных U15, U16, U17. Для этих детей делаются турниры со сборными других стран, причем эти сборные тренируются под руководством тех же самых тренеров, которые возглавляют главные национальные команды. Они играют абсолютно по таким же принципам, получают столько же внимания – и в результате, когда достигают зрелости, им легче идти в основную, главную команду.

Бельгийский проект “Би Голд” для поздносозревающих футболистов

Следующий проект называется «Би Голд» – в переводе «быть золотом». Это проект при поддержке Олимпийского комитета Бельгии. Он направлен тоже на поздно созревающих детей. Его цель – объединить лучших детей проекта «Будущее» в эту команду «Би Голд» и довести ребят к возрасту 21 года до уровня национальной команды. Проект направлен помимо футбола на другие виды спорта, потому что в других мы видим такую же тенденцию. Этот бельгийский опыт, возможно, примут не только в футболе и позволят продолжать работать с детьми, которые отстают в развитии, и выводить их на более высокий уровень. В рамках проекта организуются лагеря для футболистов. Там идет целенаправленная работа: тесты когнитивной направленности, технические. Важнейшим звеном тестирования является тест на психологическую устойчивость. Идет колоссальная работа с психологами. Ведь мы помним, что поздно созревающие ребята психически не устойчивы, они испытывают стресс, давление. Психолог помогает настроиться на игру, в обсуждении после игры – постоянно идет тесная связь. Специалист, который проводил для нас вебинар, утверждает, что 25% ребят, принадлежащих к категории поздно созревающих, в них есть 25% одаренных детей. Бельгийцы говорят, что мы не можем разбрасываться талантами.

Сергей: Интеллект и скоростные качества разве зависят от даты рождения?

Станислав: Не зависят, но мы должны именно на них делать акцент. У нас был хороший вопрос во время вебинара: с какого возраста можно все эти критерии применять? Спикер ответил: чем раньше мы начинаем их применять, тем больше вероятность, что мы упустим талантливого футболиста. Я бы не начинал это делать до возраста 15-17 лет. И за основу брал бы критерий интеллекта, как Андрей Пригарин сказал. Понятно, что это процесс, который сложно улучшить. Скорость практически не поддается изменению и улучшению. Но интеллект всегда ли ставится во главу угла? Он выделил 2 критерия важных: интеллект, игровое мышление и способность к саморазвитию. Это способность к обучению, он хочет работать над собой.

Сергей: Вроде в Швейцарии по биологическому возрасту происходит формирование команд?

Станислав: Я бы не сказал. Возможно, я когда был – там не было такого. Но там в принципе во главу угла не ставится результат сиюминутный. Идет целенаправленная работа: люди работают над быстротой мышления, межполушарным взаимодействием.

Про футбольных психологов

Сергей: В России не очень верят в работу спортивного психолога. Как построена эта работа в Бельгии? И как этот вопрос решить нам?

Станислав: Я считаю, психолог обязательно должен быть в команде, в ДЮШ, в академиях. Тренеры должны сами проходить курсы по психологической подготовке, знать психологию развития ребенка. Это важный момент, потому что в этом плане мы не дорабатываем. Начнем с того, что мы иногда говорим слова, которые только потом можно понять, как отложились на ребенке. Важно понимать, как общаться с ребенком. Это большое поле действия, которое поможет раскрыть ребенка с лучшей стороны. Поэтому во всех ведущих странах работа с психологом. А дети поздние постоянно работают с психологом, чтобы не испытывать стресс, не бояться ошибаться, быть более инициативными, не бояться брать игру на себя без страха ошибки. С психологами надо работать, внедрять их в академии, школы.

Никто не говорит, что поздние дети лучше, чем те, что родились, например, в январе. Другое дело, что у нас этим детям не дают равных шансов. Они в основном сидят на скамейке по физическим показателям, потому что они не созрели. Никто не хочет ждать, вкладываться, проигрывать и терять очки академии. Потом, конечно, этот ребенок пойдет к психологу. В Бельгии это тоже до сих пор проблема: только в сборных это делается. А что делается в клубах? Поэтому Бельгия начинает сотрудничество с клубами, чтобы создавались вторые составы, отделения, где ребята будут получать игровую практику. А мы не смотрим на их потенциал, что будет в дальнейшем – не знаю. Сейчас они не готовы, но дайте им возможность развиваться. Кто ее дает?

Сергей: Как в Россию это интегрировать?

Станислав: Те же самые вторые составы должны играть для ребят недостаточно зрелых. Следующее – ставка на результат. Мы воспитываем игроков, или мы выходим и бьемся только за победу? Может, надо определиться, что речь идет о развитии ребенка. И пусть твоя команда не займет призовое место, но если из нее выйдет 2-3 игрока, то это уже будет гораздо больший успех.

Сергей: Не кажется ли, что тренеры, слишком увлекаются опытом европейских стран?

Станислав: Ни в коем случае не говорю, что у нас все плохо. У нас была хорошая школа, система. Но футбол шагнул далеко вперед и никто не говорит, что надо все копировать. Но взять лучшее – это важно. У нас же европейцы брали и переносили себе, не все. Почему бы и нет?

Нужна ли турнирная таблица до 12 лет

Сергей: Как этого человека зовут, на основании которого мы разговариваем?

Станислав: Боб Брауэйс, тренер молодежной сборной U16 сейчас. Директор школы тренеров Бельгии, человек, который входит в команду Йохан Кройф Футбол. Многие тренеры там прошли через «Аякс», они несут идею и философию Йохана Кройфа по всему миру.

Сергей: Как ты относишься к тому, чтобы убрать до 12 лет очки? Как в Бельгии с этим?

Станислав: В Бельгии таблицы нет, у старших есть. Но до 12 лет нет. И когда приехал на одну из конференций человек, который реформировал футбол – Мишель Саблон – и увидел перед собой таблицы ребят 7-9 лет, он сказал, что конференция отменена. 400 тренеров собралось, а он сказал «до свидания», пока вы это не снимете. Не должно быть рейтинга и подсчета очков. Дети должны играть в удовольствие, не сравнивая себя с кем-то. Это касается и родителей, которые любят сравнивать чадо с другими. Поэтому я против таблиц.

Сергей: Каким образом тебе удается интегрировать все эти моменты в Хамовниках? Что не смогли принять дети? Ты распределяешь детей по группам?

Станислав: У нас не академия, мы не отбираем детей. Дети, которые приходят на набор, формируются по группам: первый состав, вторая группа. Постепенно ребята из второй группы себя проявляют и переходят в первую. Для них есть стимул. Например, пришло 40 человек – 20 в одной и 20 в другой. Смотрим на их изначальные способности, дальше уже продолжаем работать и ребятам постоянно доносим: кто в первой группе снижает себя, переводим ниже, а кто проявляет себя во втором – переводим выше.

“конкурентная среда академий напоминает мешок с куриными яйцами – десятком отборных – который с размаху кидаешь в стену. Достаешь оттуда одно уцелевшее яйцо и говоришь: система работает.”

Как выстраиваем в плане возраста? Некоторые считают, что надо обязательно перейти в академию, чтобы сталкивать ребят. Хотя конкурентная среда академий напоминает мешок с куриными яйцами – десятком отборных – который с размаху кидаешь в стену. Достаешь оттуда одно уцелевшее яйцо и говоришь: система работает. Я за здоровую конкуренцию, а не когда тебе привозят новых игроков постоянно. Никто не может сказать, что с ними будет через 2 года. Постоянно привозят лучших. Тогда нет развития игроков, это делается для достижения результата. Как я вижу в условиях частной школы? Попытаться вырастить игрока, который не играет на уровне академий. Если есть хороший мальчик, талантливый, с высоким потенциалом – таких я перевожу в команду на 2 года старше. Если он объективно перерос свой возраст, начинается процесс стагнации, надо соперничать с более мощными ребятами. Ребенок пытается там играть, растет, прибавляет.

Сергей: У вас идет интересный образовательный проект. Что это такое и как туда записаться?

Станислав: У нас идет проект, первый блок которого полностью посвящен Бельгии и бельгийскому футболу. Методику я выложил в открытый доступ, презентация огромная от ее создателя Мишеля Брюнинкса. Посмотрите, возможно, что-то новое для себя откроете. Сейчас у нас идет модуль с Бобом Брауэрсом. Если интересно, присоединяйтесь. Да, это не бесплатно. Работа должна оплачиваться, никто не будет просто так выступать. Мне интересно – я буду это делать в любом случае. Смотрите в соцсетях, есть вся информация. Можно перейти на наш сайт, там будут видеолекции, видео с тренировок от ведущих европейских спикеров. Второй блок будет посвящен испанскому футболу. Хочу совместить и сделать такой интересный микс.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Получайте новые статьи

Подписывайтесь в наши социальный сети, чтобы получать новости о выходе новых статей и видео

Вам может понравится